Судьба художника

1.jpg - https://baikvesti.ru/
2.jpg - https://baikvesti.ru/
3.jpg - https://baikvesti.ru/
4.jpg - https://baikvesti.ru/
5.jpg - https://baikvesti.ru/
6.jpg - https://baikvesti.ru/
7.jpg - https://baikvesti.ru/
Фото: baikvesti.ru

В середине марта, незадолго до вынужденного карантина и закрытия всех массово-зрелищных мероприятий, в Галерее сибирского искусства (ул. Карла Маркса, 23) состоялось открытие выставки «Алексей Жибинов. Живопись, графика», которая была посвящена 115-летию со дня рождения иркутского художника. На выставке в полном объеме представлены его полотна, зарисовки, архивные документы, письма, фотографии.

Имя Алексея Петровича Жибинова было надолго предано официальному забвению после его ухода из жизни в 1955 году. Но жизнь все расставила по своим местам, и творчество выдающегося мастера вернулось к зрителям, по праву заняв достойное место в истории сибирской и советской живописи. Сегодня в его память открывают выставки, восстанавливают полотна, которые долгое время были незнакомы широкому зрителю.

Творческое наследие Жибинова оценили по-настоящему только в 70-е годы прошлого века, его имя вошло в «Энциклопедию русского авангарда», хотя при жизни у него не было ни одной персональной выставки. Художественные критики при жизни мастера были настолько близоруки, что не могли увидеть на горизонте современности художника, который не боялся говорить правду о настоящем и будущем.

Иркутский областной художественный музей является обладателем практически всех произведений Жибинова, а это более двухсот живописных полотен и рисунков. Их, включая и ранние работы, и самые последние, в свое время передала в дар музею вдова художника Вера Константиновна Заорская-Жибинова. Особое внимание на экспозиции уделено работам, написанным под влиянием творчества художника, создателя «аналитической живописи» Павла Филонова, и различным произведениям на военную тему.

В экспозиции – более ста работ: от произведений, датируемых второй половиной 20-х годов, до полотна «Несыгранная скрипка» , которое считается последней картиной художника.

Алексей Петрович родился в 1905 году в селе Курагино, Енисейской губернии (ныне Красноярский край). В юности мечтал стать поэтом. Эта любовь привела к поступлению на литературный факультет Иркутского университета. Литература всегда влекла Алексея. Он много читал, иногда сам писал тонкие, задушевные стихи, выражая в них сокровенное. Поэзию художник не бросал до самой смерти. Но вместе с тем Жибинов любил рисовать. В итоге любовь к живописи и рисунку взяла верх, и в 1925 году он перешел в художественную студию-мастерскую к опытному педагогу Ивану Копылову. «Установка Ивана Лавровича Копылова воспитала в нас безграничную веру в великую миссию советских художников, – писал позднее Алексей Жибинов, – художников социалистической страны, на долю которых падает “честь открыть миру новое возрождение искусства”». С такой установкой молодой художник вступает в жизнь по окончании учебы у Копылова.

В 1929 году Алексей Жибинов едет продолжать учебу и поступает в мастерскую Высшего художественного института в Ленинграде, к Павлу Филонову. «Мастерство его меня поразило настолько, что сделало его учеником, – писал Алексей. – И, учась у него мастерству, я думал о своем содержании, своих темах, которые и пытался выразить рядом сделанных в то время работ».

Вернувшись в Иркутск, Алексей работает преподавателем живописи и рисунка в изопедтехникуме Иркутска (ныне художественное училище). Жибинов – участник Великой Отечественной войны, член ВКП(б) с 1943 года.

Искусство являлось смыслом его жизни. Он оставил большое творческое наследие, шел в живописи своим путем, был в постоянном поиске художественного языка. Кроме классического направления, которое было основным в его творчестве, пробовал себя и в сюрреализме, импрессионизме.

На стиль и художественный почерк Алексея Петровича оказало большое влияние творчество Павла Филонова, три года, проведенных в его мастерской. За это критики стали тогда относить Жибинова к «формалистической безыдейной филоновской школе». Но именно Филонов научил молодого художника из провинции «работать над картиной, как честный рабочий», быть в какой-то степени провидцем в искусстве, которое сродни философии.

Павел Филонов – российский и советский художник, поэт, один из лидеров русского авангарда, основатель, теоретик, практик и учитель аналитического искусства – уникального реформирующего направления живописи и графики первой половины XX века, оказавшего заметное влияние на творческие умонастроения многих художников и литераторов новейшего времени. Общество учеников и последователей Филонова, которое он основал, – Мастеров Аналитического Искусства (МАИ) – просуществовало в Ленинграде с 1925 по1932 год. В своих работах они начинали чувствовать себя художниками XXX века, когда искусство и наука, как они мечтали, сольются.

В основе филоновской школы была тщательная прорисовка и пропись «микрочастиц» из «первоначал», когда возникали «многомерные» и «неохватные» композиции, рождались реальные и воображаемые существа, настоящие миры видимых и невидимых явлений. Столь нетипичный художественный язык и стиль для искусства в годы, когда строилось новое рабоче-крестьянское государство, был непонятен властям. Попытка художников зрительно воссоздать параллельную природе картину мира выглядела в глазах советской общественности как желание уйти от реальности в изобретаемое, отвлеченное, формальное, тогда как в искусстве того времени главенствовал стиль соцреализма.

Результат был предсказуем. Вскоре Филонова назвали «помешанным врагом рабочего класса», закрыли его школу, на него организовали травлю, обвинив в «формализме», и в 1936 году новый термин – «филоновщина» – стал символом непролетарского, упадочного искусства. Несмотря на преданность коммунистической партии и искреннюю революционно-пролетарскую позицию, Филонова обвинили в отступлении от принципов соцреализма и в том, что он проповедует опасную социальную утопию.

Пострадал не только Филонов, но и его последователи, ученики. На Жибинова по возвращении в Иркутск тоже пало пятно «формалиста», и вокруг художника возвели стену изоляции и отчуждения. Его работы жестко критиковали, таланту художника отказывали в признании. Работалось трудно, но Жибинов не отчаивался и продолжал писать, пусть даже в стол.

Немногие знают о том, что почти половину своей творческой жизни он посвятил единственной картине – «Песне о Ленине» . Он задумал написать такое полотно, где должно было воплотиться его глубокое чувство к вождю, выразиться все его профессиональные умения и знания, все достижения в сфере рисунка, композиции и живописи. При жизни автора об этом его замысле знали лишь немногие близкие ему люди. А зародился он еще до Великой Отечественной войны. Эту работу Жибинов несколько раз откладывал на какое-то время, потом снова возвращался к ней. Труд был рассчитан на много лет, но его прервала война.

Вот что писал об этом сам Алексей Петрович: «Я вынужден оставить кисть и взяться за оружие. С 1941 по 1945 год включительно я находился на передовой линии войны. Горжусь тем, что свято и честно выполнил свой долг гражданина-воина».

В конце 1945 года он вернулся с фронта и продолжил работать над «Песней о Ленине». Делал много эскизов, понимая, что за время войны рука привыкла больше держать автомат, нежели кисть, и поэтому необходимо вновь набирать форму, разрабатывать руку и глаз. Он пишет композиции, серию натюрмортов с пейзажем, как средство восстановить и развить мастерство, накопить силы для продолжения работы над «Песней о Ленине».

Работа в мастерской шла полным ходом. И все будто бы было хорошо. Но однажды, в минуту недовольства собой, разуверившись в собственных творческих возможностях, Жибинов уничтожил полотно, которое шло к благополучному завершению. И вновь бессонные ночи, и вновь поиски…

В поисках новых средств выражения, взяв много от педагогов, Алексей Петрович постепенно вырабатывал свой самостоятельный живописный почерк, опирающийся на непосредственное изучение действительности. О своем методе работы с натуры Жибинов оставил нам такое высказывание: «Пишешь с натуры – находи выражение каждой детали, ума и чувств твоих. Если я изображаю сосну, то единственная моя зависимость от предмета – все то, чтобы в моем изображении сосна была более сосной, чем та, с которой я рисую ее».

Когда смотришь на картины Алексея Жибинова, например на полотно «Красная армия» , сначала видишь хаос, неясные очертания фигур. В первый момент она воздействуют на зрителя резким красочным акцентом, а потом мы начинаем различать в них контуры человеческих лиц, их притягательность, загадочность, растворение светотени в переливах красок. Кто-то, возможно, раздраженно пойдет дальше, а кто-то остановится и задумается.

Сам творческий процесс давал художнику радость, счастье жизни. Все, кто знаком с его искусством, полюбили его жизнерадостные, насыщенные светом и цветом, живописностью и глубиной замысла произведения. Что бы ни писал Алексей Жибинов, будь то «Портрет художника Шестаковой» или «Музыка» , «Несыгранная скрипка» или   «Автопортрет», все только подчеркивает его мастерство и неординарный взгляд, ведь он был очень разным в разные периоды творчества.

Вот «Автопортрет» . В нем нет нарочитости, позы, возвеличивания. Художник держится просто, но с достоинством, за его спокойной уверенностью в себе чувствуется скрытая энергия и сила. Сжатые губы, чуть приподнятая правая бровь, тени, пробегающие по лицу, высокий прямой лоб. Теплый взгляд задумчивых карих глаз мечтательно устремлен мимо нас, вдаль, или, скорее всего, внутрь себя.

А сколько поэзии, света и воздуха в его «Натюрморте» ! Как умело он передает воздушную перспективу, ощущение реальности объемов, умело сопоставляет предметы разной величины, формы, материала, расставленные на столе, показывая своеобразие каждого из них. Из окна бьет яркий солнечный свет и по-разному освещает графин, блюдца, две пустые рюмки, чай с ложечкой в стакане, вазочку с вареньем на высокой тонкой ножке и ту часть скатерти, которая попадает в лучи света и которая – нет. Каждый предмет имеет свой колорит и разработку многочисленных цветовых оттенков: серебристых, перламутровых, желтых, янтарных, голубых, синих, оливковых…

Большому неординарному художнику невозможно было втиснуть свой талант в шоры какой-то идеологии, искусственно созданного направления, он не вписывался в рамки «художника советского строя». Не выдержав давления, в 1955 году Алексей Жибинов покончил счеты с жизнью, оставив записку: «Без работы я жить не могу, а работать мне не дают».

Последняя работа Жибинова «Умолкнувшая скрипка» , названная самим художником несколько иначе – «Несыгранная скрипка» , о чем гласит его собственноручная подпись на обороте картины, говорит о более трагичном внутреннем состоянии, заложенном автором в это полотно, нежели в том названии, которое ему дали после смерти художника. На нем как бы два настроения, два борющихся между собой состояния души: солнце, свет, жизнь, красота на одной части полотна и мгла, трагедия, уход и прощание – на другой. Но даже в трагедии ухода у автора появляются на полотне лучи света. Эта картина – торжество жизни над смертью, потому что большая ее часть отдана Алексеем Жибиновым именно радостному и светлому началу на земле.

Его трагический уход из жизни незадолго до пятидесятилетия был спровоцирован травлей со стороны партийных органов, длительной жесткой критикой и обвинениями в формализме. Мир потерял художника неординарного, мудрого и по-своему воспринимающего все, что он видел вокруг. Алексею Петровичу Жибинову не суждено было осуществить многие свои замыслы, они так и остались в эскизах и на картонках. Он очень хотел быть услышанным своими современниками, но… Должно было пройти более полувека, чтобы его услышали, но уже другие поколения, и его скрипка прозвучала в полный голос.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото пресс-службы Иркутского
  областного художественного музея
имени В.П. Сукачева.

На фото: Алексей Жибинов. Автопортрет.
1930 год;

«Красная армия». 1931 год;

«Девушка с голубем. Портрет художницы
Шестаковой». 1933 год;

«Натюрморт». 1941 год;

«Комната». 1947 год;

«Несыгранная скрипка». 1955 год;

Чемоданчик с записями, письмами, эскизами
Алексея Жибинова

 

 

Новости соседних регионов по теме

Дорогие друзья!   Мы продолжаем рубрику «История самарской живописи», рассказывающую о творчестве самарских художников, запечатлевающих на своих полотнах уникальные места Волги и Жигулей,
12:31 15.05.2020 Самарский художественный музей - Самара
Путешествие в мастерскую народного художника УАССР Семена Николаевича Виноградова.
08:31 15.05.2020 Музей-заповедник Лудорвай - Ижевск
 
По теме
Главный режиссер драмтеатра Станислав Мальцев набирает курс в Иркутском театральном училище - I38.Ru Главный режиссер Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова Станислав Мальцев станет художественным руководителем нового курса актеров драматического театра и кино в Иркутском театральном училище .

04.06.2020
 
pamatnik - Зиминский район Зиминский район принял участие в общероссийском проекте «Место памяти». Все объекты военно-исторического наследия: памятники, постаменты, мемориалы, вечные огни, огни памяти, места массовых захоронений солдат,

04.06.2020
 
Фильм Иркутского областного кинофонда вошел в тройку победителей на фестивале в Праге - ИА Байкал Инфо Документальный фильм Иркутского кинофонда «Здесь живет музыка» режиссера Полины Степановой занял второе место в номинации Best documentary на кинофестивале Prague International Monthly Film Festival в Праге.

04.06.2020
Почётная грамота Законодательного Собрания Иркутской области и нагрудный знак были вручены ветерану военной службы Леонидову Валерию Александровичу.

04.06.2020
Главный режиссёр Иркутского драматического театра им. Н. П. Охлопкова Станислав Мальцев станет художественным руководителем нового курса актёров драматического театра и кино в Иркутском театральном училище.

04.06.2020
 
 
Станислав Мальцев набирает курс актеров драмтеатра и кино в Иркутске - Газета Областная Художественным руководителем нового курса актёров драматического театра и кино в Иркутском театральном училище станет главный режиссер Иркутского академического драматического театра им.

04.06.2020
 
В шорт-лист Байкальского кинофестиваля «Человек и Природа» вошли 27 фильмов - ИА Байкал Инфо 27 фильмов: десть – документальных и научно-популярных, пять – игровых и 12 анимационных картин вошли в шорт-лист 19 Байкальского Международного кинофестиваля «Человек и Природа» имени В. Г. Распутина.

04.06.2020
 
Александровский централ — каторжная тюрьма с тяжелыми условиями содержания. Построен в начале XIX века и был рассчитан на 1,4 тыс. человек. - Газета СМ Номер один Такой определена цена аренды знаменитого памятника Александровский централ — каторжная тюрьма с тяжелыми условиями содержания.

03.06.2020
С начала пожароопасного сезона вблизи стратегических объектов нефтепроводного комплекса в Иркутской области зарегистрировано 10 возгораний.
03.06.2020 Газета Областная
С начала пожароопасного сезона площадь лесных массивов, пострадавших от огня в Иркутской области, сократилась на 76% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
03.06.2020 Газета Областная
Работы еще много - Газета Областная Почти год прошел после катастрофического наводнения в Иркутской области. Темпы восстановления инфраструктуры и жилья в самых пострадавших территориях на днях оценил вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин.
Газета Областная
03.06.2020
Иркутянин Михаил Федорович трудился водителем городского автобуса, но на время пандемии его отстранили от работы. Мужчина входит в группу риска по возрасту. Единственный его доход на сегодняшний день — это пенсия, которой катастрофически не хватает даже на продукты. «Половина уходит на оплату кредитов, остается пять тысяч рублей, из которых я оплачиваю коммунальные платежи. А того, что остается после, мне не хватает даже на то, чтобы купить еду», — делится он. Специалисты отдела по молодежной политике администрации Иркутска привезли мужчине продуктовую помощь, чтобы поддержать его в трудный момент, а также вручили ему одноразовые перчатки и маски, чтобы иркутянин без опасений мог выгуливать своего питомца на улице. - Газета СМ Номер один Гуманитарная помощь приходит семьям, попавшим в тяжелую ситуацию Иркутянин Михаил Федорович трудился водителем городского автобуса, но на время пандемии его отстранили от работы.
Газета СМ Номер один
03.06.2020
Ежедневные плановые и экстренные операции, консультации больных и обучение молодых врачей.
03.06.2020 Газета Областная
Творческая встреча с режиссером, членом союза кинематографистов РФ Марией Кельчевской состоится 4 июня в 20.00 на официальном Youtube-канале облкинофонда, сообщают 3 июня 2020 года организаторы.
03.06.2020 Газета Областная
Александровский централ планируют передать в льготную аренду стоимостью один рубль, рассказал руководитель службы по охране объектов культурного значения Иркутской области Виталий Соколов,
03.06.2020 Газета Областная
Станислав Мальцев набирает курс актеров драмтеатра и кино в Иркутске - Газета Областная Художественным руководителем нового курса актёров драматического театра и кино в Иркутском театральном училище станет главный режиссер Иркутского академического драматического театра им.
Газета Областная
04.06.2020