В память о царской семье. В Харлампиевском храме торжественно открыли бронзовые бюсты Николая II и Александры Федоровны

В  Дни русской духовности и культуры «Сияние России», которые завершаются на этой неделе, в Иркутске на одно памятное место стало больше: композицию из бюстов императора Николая II и императрицы Александры Федоровны — членов последней царской семьи из династии Романовых можно увидеть во дворе Харлампиевского храма. Этот храм — один из старейших в городе, непосвященным он известен тем, что в 1904 году здесь венчался с Софьей Омировой будущий адмирал Александр Васильевич Колчак, здесь же его благословляли в походы по реке Лене к Северному Ледовитому океану. Об исторической фигуре последнего русского царя, его семье и значении памятника для Иркутска мы узнали у настоятеля Михаило-Архангельского Харлампиевского храма протоиерея Евгения Старцева.

— Мы хотим рассказать иркутянам о русских святых, чтобы люди помнили и особым образом почитали их, обращали внимание на их удивительную жизнь, духовный подвиг. Николай Александрович и Александра Федоровна жили в трагическое время для России, трагическое и для них самих. Они предложили нам святость в качестве образца для будущей жизни, и дошло это до большинства из нас, верующих людей, спустя более полувека с момента их мученической кончины.

—  Отец Евгений, насколько актуальна эта тема?

— Сегодня Россия в очередной раз находится на изломе своей истории. Эпоха перемен всегда эпоха бед и напастей. Верующему человеку и всему русскому народу без стремления к святости не пережить это время. Когда мы попрощались с царской эпохой в 1917 году, решили жизнь построить без святых, обнулили святость, отказались от нее. Это произошло, когда народ от обожания своего царя, скажем, в 1914 году, в начале Первой мировой войны, к 1917 году оказался в состоянии полной разрухи, нравственной, духовной. После отречения народа от царя и царя от народа.

— В чем состоит духовный подвиг Николая Романова?

— Николая II предали его военачальники и ближайшее окружение, которые, возможно, в какой-то мере выражали отношение к нему армии и народа. И он посчитал, что вынужден отречься ради сохранения внутреннего мира в воинственном народе, и не уехал, остался в России, чтобы разделить с народом кровавую участь. Мало того, он и детей оставил с собой — на памятнике их нет, хотя их неразрывная связь с государем важна. Они не просто родственники, они погибли в одном подвале, в одно время, от рук одних и тех же убийц. Черта, которую подвел Господь под историей России, оставила в прошлом цельность русского народа, его стремление к святости, стремление угодить Богу, чтить царя, традицию. Образ царя нам необходим, чтобы вернуться к самим себе, вернуть свой забытый облик. Это часть того прошлого, которое нужно нам для осмысления настоящего. Русскому народу сейчас как никогда нужна полнота, которая наполняется святыми людьми, героями, жертвенно служащими своему народу, своей стране. Николай Александрович — олицетворение мира, который уже никогда не вернется, он во многом остался не понятым народом, но его поняли наши святые. Святых ведь могут понять только святые люди, нам, грешникам, не понять их никогда. Предав царя, мы разрушили сами себя и все, что досталось нам в наследство. И до сих пор не можем приблизиться к тому нравственному состоянию, в котором были сто лет назад.

—  Николай Александрович — историческая фигура, вокруг которой до сих пор идут споры…

— Дело не только в личности Николая II, Романовы как династия «закончились» к 1917 году. Последняя надежда в семье была на сына Николая II Алексея, но он был болен. Почему так произошло? Народ был бесконечно угнетаем Романовыми и прочим злом во времена их правления. А расплатился за это последний русский царь. Найдется много людей, которые подвергнут критике политические решения, которые принимал Николай II. Но кто сказал, что он ни в чем не виноват? Церковь прославила царскую семью в лике страстотерпцев за последние месяцы их жизни — они мужественно и христиански шли навстречу смерти. А помазанником Божиим, царем Николай Александрович остался даже после отречения, и убили его не как простого гражданина, а как царя. Не всех святых прославляют за то, в чем состояло их земное служение, Николай II не был лучшим императором, он был святым человеком, они прославлены не идеализируемые церковью за их правление, за всю их жизнь, но славится царская семья за последние месяцы их жизни. А вот почему в нашей истории есть такие чудовищные события, как казнь русского государя, отрекшегося от царствования, — это вопрос не для прошлого, а для настоящего, к нам вопрос.

—  Какие уроки истории и нравственности можно извлечь из жизни и мученической смерти Николая II и Александры Федоровны?

— Они были очень честными, верными людьми, любили друг друга, поддерживали в любых обстоятельствах. Например, Александра Федоровна каждый день писала письма своему мужу. Они понимали, что вокруг них войны, что все это ведет к беде и катастрофе, и все равно оставались очень близки, постоянно держали друг друга в поле зрения и молитвы. Это то, чему стоит у них учиться. Памятник способствует укреплению связей между разными поколениями и формированию исторической памяти. Мы планируем провести цикл бесед, посвященных царской семье, в нашей воскресной школе после открытия, приглашаем всех желающих.

Александра Луканина

Фото автора и из архива героя публикации

Организатором установки бюстов царственных страстотерпцев Николая II и его супруги Александры Федоровны Романовых является иркутянин Михаил Владимирович Арсентьев. Бюст Николая II или то, что от него осталось, был найден в Крыму. Известный российский скульптор Вячеслав Михаилович Клыков восстановил отколотые вандалами части. Вероятно, оригинал делали с натуры, то есть при жизни Николая II, приблизительно в 1905 году. Автором бюста Александры Федоровны является современный мастер Павел Журавлев. Оба бюста сделаны из бронзы, вес каждого — 100 кг, их отлили в мастерской в Москве, где при жизни работал Вячеслав Клыков

Перед открытием памятников в Михаило-Архангельском Харлампиевском храме Иркутска состоялась Божественная литургия, служение которой возглавили три архиерея (на фото слева направо): епископ Ситкинский и Аляскинский Алексий, митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан и епископ Братский и Усть-Илимский Константин. Богослужение велось на четырех языках: церковно-славянском, греческом, английском и алеутском, что подчеркивало атмосферу единства народов

Благословил установку бюстов Николая II и Александры Федоровны наш правящий архиерей, митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан. Надо сказать, что в Иркутске не так много памятников святым людям, и этот комплекс — один из способов рассказать о последнем русском царе и его семье жителям и гостям города

Новости соседних регионов по теме:

12 сентября в Михаило-Архангельском храме г. Коломна состоялось собрание городского методического объединения учителей-предметников духовно-нравственного цикла.
19:21 13.09.2024 Московская Епархия РЦП - Подмосковье
 
По теме
Двое рабочих пострадали на производстве Братского алюминиевого завода - ИА ИркСиб Утром на алюминиевом заводе в Братске во время производственных работ пострадали двое сотрудников, сообщает «ИркСиб» со ссылкой на пресс-службу СУ СК России по Иркутской области в понедельник, 7 октября.
ИА ИркСиб
Саянцы пополнили ряды «Отличников просвещения» - Администрация Саянска В преддверии профессионального праздника Дня учителя губернатор Иркутской области Игорь Кобзев встретился с ветеранами педагогического труда, учителями, воспитателями и студентами педагогических колледжей.
Администрация Саянска