Блеск и нищета театрального рынка

Блеск и нищета театрального рынка
Фото: baik-info.ru

Новый театральный сезон открылся несколькими премьерами, вызвавшими ожесточённые споры. Особенно бурную реакцию спровоцировали оперные спектакли «Евгений Онегин» в Нижегородском оперном театре имени А.С. Пушкина и «Летучий голландец», поставленный Пермским театром оперы и балета имени П.И. Чайковского совместно с Московским театром «Новая Опера» имени Е.В. Колобова.

Музыкальная общественность не приняла этих спектаклей, несмотря на широкую рекламную кампанию и поддержку ангажированной бизнесом театральной верхушки. Что же касается зрителей, они стали заложниками финансовой пирамиды, в которую превратилось у нас в стране театральное дело. Внешне вся эта расчётливая финансовая стратегия выглядит как безобидная творческая игра, в которой главные лица, разумеется, не финансисты, а художники, искатели новых красок и форм.

Но именно с художников в итоге спросится – и спрос будет строгий. Пришла пора поговорить о гримасах и ужимках наших лицедеев. Нет, отнюдь не политических, а сценических, тех, кому самой природой театрального представления назначено играть, то есть выражать реальность в каких-то концентрированных формах, преувеличенных действиях, заострённых проявлениях человеческих отношений. Короче говоря, театру самой его природой дозволено укрупнять и преувеличивать те жизненные явления, которые не оставляют художника равнодушным и переводят его из ряда наблюдателей в разряд активных оппонентов. Но творческая фантазия, которая утратила связь с жизнью и вместе с тем всякий здравый смысл, несомненно, нуждается в самоограничении.

Политические и экономические перемены, вызванные в нашей стране сменой общественного строя, коснулись всех сфер человеческой жизни и деятельности. И, конечно, они вмешались в область искусства, привели к ревизии его многолетних устоев, основанных на национальных традициях. Русское искусство во все времена было глубоко нравственным, имевшим воспитательное значение.

Театр в России со времён своего основания при царе Алексее Михайловиче не был пустой забавой – в нём превалировало нравственное начало. Развиваясь бок о бок с площадными балаганами, театр сумел отстоять свои этические и эстетические принципы и возвыситься до общественной институции. Ему понадобились свои глашатаи – драматурги и музыканты, и они не заставили себя ждать. Оглядываясь назад, понимаешь, что на протяжении трёх веков русского театра он развивался поступательно, шёл в ногу с прочими искусствами.

При этом русский театр никогда не замыкался в себе, не боялся западных веяний, оставаясь верным тем гуманистическим традициям, которые, собственно, и определили его художественную ценность. В этом отношении русский театр опирался не только на национальную, но и на выдающуюся западную драматургию. ХХ век принёс на театральную сцену новые, декадентские веяния, но они были переплавлены в горниле громадных политических потрясений и общественных перемен. Великая Октябрьская социалистическая революция, давшая выход творческим силам многомиллионного народа, определила лицо советского театра как социального, реалистического и притом, что очень важно, верного гуманистической традиции.

На этом пути было много достижений. Советский театр стал школой высочайшего профессионализма, признанной во всём мире. Но именно в благоденствующих театральных кругах впервые прозвучало широко распространённое впоследствии слово «застой». Естественно, борьба с «застоем» в ту пору шла под лозунгом «Больше социальности, больше реализма, больше гуманизма».

Проходили годы, сменялись поколения, возникали новые веяния. И борцы с «застоем» требовали уже «смелых экспериментов», только проводить их советовали в студенческих спектаклях и маленьких студиях. На рубеже роковых 1990-х годов, когда началось продвижение рыночных отношений, в театральной среде заговорили о новых формах и методах, об отмене цензуры, о пересмотре традиционного репертуара. Но прежде чем всё это худо-бедно сбылось, российский театр прошёл через страшную ломку государственного переворота и таких общественных перемен, которые не предполагали никакого культурного строительства.

Репертуарный театр буквально зашатался и, наверное, рухнул, если бы не активное сопротивление выдающихся деятелей искусств: они выстояли и отстояли свои высоты – прославленные академические театры. Но вся отрасль переживала глубочайший кризис. Годами не было стабильного финансирования, артисты не получали зарплату, спектакли шли в полупустых залах, поскольку народ нищал и боролся за выживание. Театры тоже выживали, старались войти в рынок, найти в нём поддержку.

Помнится, в 1998 году ВТО провело Всероссийскую театральную ярмарку. На поиски спонсоров в Москву прибыли представители свыше десяти коллективов из разных городов страны: Казани, Вологды, Тулы, Череповца и других, порой вовсе неожиданных пристанищ театральных ковчегов. Театр в России больше, чем театр, и провинциальные энтузиасты делали всё возможное, чтобы не лишать народ этого важнейшего искусства. Понадеявшись на обещания сотрудничества с бизнесом, они привезли в Москву эскизы и макеты своих будущих спектаклей, показали отрывки из своих репертуарных спектаклей – правда, без декораций, но в костюмах, с аксессуарами и полной отдачей своих творческих сил. А кроме того, провели круглые столы и дискуссии с участием столичных коллег.

Ярмарка вылилась в настоящий праздник и продолжалась в одном из больших выставочных павильонов целую неделю. Но никто из новых рыночных тузов не польстился на сотрудничество, не было заключено никаких контрактов, не последовало даже обещаний. Театральная ярмарка так и осталась единственным опытом вовлечения бизнеса в доброе дело. У бизнеса были свои приоритеты и задачи. Но через некоторое время он всё же обратился и к театру. И вывел его на рынок, продиктовав свои условия.

Первое и важнейшее из них – театр должен хорошо зарабатывать. Да не просто хорошо, а очень хорошо. Кто сказал, что театральные билеты должны быть доступны по цене широким массам? Этот вздор надо выкинуть из головы. Театр – дорогое удовольствие. Платить, не скупясь, за возможность оторваться от скучной повседневной жизни – это нормально. Театр не для всех и каждого, а для светских людей, способных оценить и роскошь интерьеров, сопутствующих зрительному залу, и удобство эксклюзивных кресел, и, конечно, богатство театрального буфета.

И, понятно, при таком антураже спектакль должен впечатлять и даже ошеломлять. Никакой нравоучительной скуки, побольше «крутизны» и неожиданности. Уж если настала эпоха постмодернизма, то нужны скандальные сюжеты, на грани приличия. Публику надо перевоспитать. Она пойдёт в театр хотя бы из любопытства, из желания приобщиться к чему-то непонятному, небывалому, даже запретному – вкусить этого самого «постмодернизма».

Но что означает это слово, как не отказ от поиска новых художественных средств? Если модернизм обогатил искусство, то постмодернизм должен разрушить его, в принципе отказавшись от художественных средств. Отсюда убожество и примитивность творческого мышления. И вот результат: зачастую то, что происходит сегодня на сцене, не имеет никакого отношения к современному театральному искусству. Это индивидуальная ломка творческого сознания, поставленного перед необходимостью разрушить художественное целое.

Да, мы действительно живём в эпоху разрушения. И современный театр наглядно демонстрирует это. Ведь в театральном репертуаре, как правило, произведения широко известные, можно сказать, классические, а что с ними творят современные режиссёры, охочие до денег и славы, которые им обеспечивает рынок! Примеров тому множество. Но вот беда: в изложении обычным литературным языком все эти гримасы и ужимки разрушителей предстают каким-то мелким хулиганством, чуть ли не ребяческим озорством.

Нет, на самом деле всё гораздо страшнее и отвратительнее, поскольку на сценических подмостках происходящее приобретает особую яркость и значимость. Это не просто злое баловство. Часто это осмысленное заказное разрушение человеческой культуры. Конечно, тяжёлое обвинение для режиссёров. Некоторые из них не ведают, что творят; другие считают, что надо попробовать всё – мол, в творчестве нет запретных тем и приёмов; третьи просто зарабатывают деньги. В конце концов все они только частные лица. А вот известнейшие театры, предоставившие им сцену, – это учреждения государственные, хотя и пребывающие вместе с государством под гнётом рынка.

С театрами такая история: часть из них находится под двойным управлением. С одной стороны, государство в лице министерства культуры, с другой – художественный руководитель. Он же фактический директор и владелец. Такие театры (а иной раз целые театральные кластеры) создаются бизнесом и во имя бизнеса. Нередко они процветают, пользуются высочайшим общественным признанием, но именно в них происходит самый откровенный и последовательный процесс раскультуривания.

Текст: Лариса Ягункова , Фото: из открытых источников

Новости соседних регионов по теме:

Перспективы развития профессионального театрального образования в регионе обсуждались на дискуссионной площадке «Модель специалиста 2030 театрально-зрелищного учреждения как фактор развития сценических искусств».
12:30 22.11.2023 Министерство культуры и национальной политики - Кемерово
Участники «Зимнего призыва» смогут участвовать в мастер-классах. Фотография ©:
08:23 22.11.2023 Новгородские Ведомости - Великий Новгород
Новая экспозиция представит более тридцати постеров к спектаклям разных десятилетий.
22:39 21.11.2023 Магсити74 - Магнитогорск
Спектакль карельского театра отметил Минкульт России. Театр кукол Карелии получил премию Министерства культуры РФ за лучшую постановку по произведениям русской классики за спектакль «Ревизор» по пьесе Н.В.
20:20 21.11.2023 ИА Республика - Петрозаводск
 Весь мир - театр    В Новороссийском дворце творчества впервые прошел большой Фестиваль-конкурс театров «Театральный причал -2023», в котором были представлены сорок шесть творческих работ.
19:12 21.11.2023 Управление образования г.Новороссийска - Новороссийск
Глава Невинномысска, Герой России Михаил Миненков предупредил горожан о новом виде мошенничества.
18:13 21.11.2023 ИА Инвест 26 - Невинномысск
Артисты Мариинского театра готовятся к концерту «Шаляпин и Я», который состоится на сцене Псковской областной филармонии 23 ноября в 19.00.
18:52 21.11.2023 Pln-Pskov.Ru - Псков
Такое решение приняли в министерстве культуры Воронежской области Михаила Бычкова уволили с поста худрука Воронежского камерного театра  Театрального режиссёра Михаила Бычкова освободили от должности художественног
17:23 21.11.2023 МОЁ! Online - Воронеж
  Ещё одна победа отправляется в копилку ВолГУ.  Студенческий театр ВолГУ «Точка опоры»  принял участие в первом Волгоградском областном театральном фестивале.
17:01 21.11.2023 ВолГУ - Волгоград
24 ноября в 18:00 библиотека имени В.В.Королёва приглашает на встречу с Детской театральной студией "Театр без Карабаса"* и её руководителем Ольгой Зиновьевой.
13:36 21.11.2023 Colomna.Ru - Коломна
Благотворительный фонд «Хорошие истории» приглашаем принять участие в новом проекте «Обычные истории».
12:20 21.11.2023 Министерство социально-демографической и семейной политики - Самара
Режиссёр-постановщик спектакля - Ярослава Шелтрекова, преподаватель кафедры театрального искусства Кемеровского государственного института культуры.
13:48 21.11.2023 Администрация города - Кемерово
Второй этап областного фестиваля-конкурса детских и молодежных любительских театров «Театральная Вятка» пройдет на сцене Областного Дома народного творчества, рассказали в министерстве культуры Кировской области.
09:43 21.11.2023 ГТРК Вятка - Киров
В Стерлитамаке подготовили проект по организации летнего амфитеатра возле русского драматического театра.
11:01 21.11.2023 SterlitamakCity.Ru - Стерлитамак
Фото Курганского театра драмы. Ученица театральной студии Курганского театра драмы Анна Печенкина стала лауреатом I степени XV Всероссийского конкурса-фестиваля «Вершина творчества» в номинации «Художественное слово»,
19:20 20.11.2023 Новый мир - Курган
Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» начинает поиск новых театральных волонтеров на «Зимний призыв».
19:21 20.11.2023 ИА Великий Новгород.ру - Великий Новгород
На сцене Калужского театра кукол выступили артисты из Республики Беларусь.
13:10 20.11.2023 Телерадиокомпания Ника - Калуга
Заслуженный артист России – о 90-летии Театра имени Ленсовета Фото: Юлия Смелкина К театральным юбилеям и праздникам, честно вам скажу, я отношусь довольно иронично.
12:01 20.11.2023 Spbdnevnik.ru - Санкт-Петербург
Закрытие фестиваля состоится в Томском областном театре драмы Александра Тайбатрова 22 ноября ТЮЗ Томска представит спектакль «Книга всех вещей».
14:40 20.11.2023 Комсомольская Правда - Томск
Мероприятие состоялось в рамках реализации муниципального проекта «Школьный театр — ступенька к успеху».
10:29 20.11.2023 Газета Восход - Абинск
 
По теме
Городской праздник «Славы героев будем достойны!» c участием лауреатов областного фестиваля патриотической песни «С чего начинается Родина» сегодня, 23 февраля, состоялся в ДК «Нефтехимик».
Театр кукол «Тирлямы», ж. р. Центральный,  ул. Ленина, 28 11:00, 12:30 – спектакль «Бука – вредный заяц» [0+]   РЦ «Формула», ж. р. Центральный, ул.
Группу организаторов подставных фирм задержали в Иркутске - ИА ИркСиб В Иркутске полиция пресекла незаконную деятельность группы, специализировавшейся на неправомерном обороте средств платежей и их реализации третьим лицам для осуществления незаконной банковской деятельности.
ИА ИркСиб
Глава московской больницы №52 и губернатор Приангарья обсудили развитие медицины в регионе - ИА ИркСиб Главный врач московской городской больницы № 52, Герой Труда РФ Марьяна Лысенко посетила центр восстановительной медицины и реабилитации «РЖД-Медицина», Иркутскую областную клиническую больницу,
ИА ИркСиб
Время выбрало нас-3.jpg - ЦБС г. Бодайбо и района Война... Страшная, кровопролитная, жестокая... 24 февраля 2024 года исполнится 2 года с начала СВО.
ЦБС г. Бодайбо и района