«Я не Ромео. Я Тибальт»

К юбилею артиста Иркутского академического театра Валерия Жукова

Артисту Валерию Жукову в этом году исполнилось 75 лет. 55 из них отдано сцене Иркутского академического драматического театра имени Н.П.Охлопкова. За эти годы актер сыграл более двухсот ролей классического и современного репертуара. Сегодня Валерий Михайлович играет в спектаклях иркутской драмы и преподает в театральном училище. В интервью «Байкальским вестям» он рассказал о любви к театру, о своих наставниках, о прошлых и нынешних ролях.

— Валерий Михайлович, как проснулась в вас тяга к творчеству?

— Творчество во мне было с детства. Надо понимать, что я человек, рожденный в 1940 году. Какие выступления зайчиком в детском саду!? Все игры были в войнушку, потому что у каждого кто-то из родственников был на фронте. Я не ходил ни в какие кружки, но очень любил наш театр, который назывался тогда просто Иркутским драматическим. Смотрел все спектакли. Или это детское впечатление, или постановки были настолько потрясающие — но театр был мощный. Я до сих пор помню оформление многих спектаклей 50-х годов... Неизгладимое впечатление на меня произвел «Канун грозы», и не потому что эта постановка получила тогда Сталинскую премию. Там были такие яркие работы! Владимир Серебряков, молодой артист, играл отрицательную роль так, что тоже стал лауреатом Государственной премии СССР. Состав в спектакле был потрясающий: и Василий Лещёв, и Розалия Юренева, и Александр Терентьев, и другие памятные, родные сердцу имена. Я его много раз смотрел. Это было будто вчера...

Поэтому, когда появилось объявление о наборе в театральную студию при драмтеатре, я пошел поступать. Учились мы по программе Школы-студии МХАТ. Я считаю своими наставниками А.Н.Терентьева, В.В.Серебрякова, А.М.Ланганса, В.В.Лещёва, А.А.Павлова... Серебряков научил меня читать стихи. Технику речи преподавал И.З.Тверской — диктор областного радио, ученик знаменитого Юрия Левитана. Благодаря его урокам много лет спустя меня пригласили по совместительству работать главным режиссером на радио. В нынешнем спектакле «Елизавета Бам» Д.Хармса режиссер Олег Пермяков дал мне роль Петра Николаевича. И с первой репетиции, как я прочитал текст моего героя, так все и оставил. А стихи, между прочим, здесь очень важны — как единственное светлое человеческое пятнышко в этом образе.

Сценическое движение преподавал артист из театра музыкальной комедии — Гордиан Людвигович Крженовский, потрясающий комик. Он показывал нам, как нужно снимать перчатки, шляпу, как работать с тростью. Мы были так загружены! Занятия начинались в восемь утра. С балета. В холодном зале. Педагог — балерина из Санкт-Петербурга Ольга Абрамова — гоняла нас будь здоров! Репетиции начинались в 11 часов, а спектакли в 19.30. Завершались они поздно. Помню, «Гамлет» заканчивался в половине двенадцатого ночи.

— В этом году вы отмечаете и 55-летие творческой деятельности на сцене Иркутской драмы...

— Мой общий трудовой стаж составляет 57 лет. Два года в начале творческого пути проработал в Таганроге. Там я познакомился с гениальным режиссером — Петром Фоменко. Мы начали репетировать спектакль «Один год» по роману Ю.Германа, у меня была интересная роль, а через 22 репетиции ему пришел вызов с Ленфильма. Этот режиссер запомнился мне на всю жизнь. Профессионал высокого класса, через физическое действие строил сцены так, что все тут же вставало на свои места. Знакомство с ним — подарок мне от Таганрога. Там я сыграл мою первую отрицательную роль — барона Карла фон Бельца, немецкого офицера армейской разведки.

— Вы родились накануне Великой Отечественной войны...

— Отец был кадровым офицером. Перед началом войны мы, коренные москвичи, находились в Киеве — приехали на лето, там был расквартирован его полк. Отец пришел за несколько часов до официального оповещения и сказал матери: «Будет война. Бери детей и уезжай». Мама — в положении, мне еще не было и года. Сели в эшелон, по дороге нас начали бомбить — пришлось поменять направление следования с Москвы на юг. Доехали до Махачкалы.

Потом нас переправили в Кемеровскую область, а после освобождения от фашистов деревни, в которой жила бабушка со стороны отца, мы отправились к ней. Победа нас застала в Подмосковье. Мне тогда было пять лет.

Поэтому тема войны для меня священна. В Иркутске я играл в спектакле «Русские люди» по Константину Симонову умного и хитрого эсэсовца Розенберга. Моя супруга Эмма Алексеева исполняла в этой постановке главную роль — советскую разведчицу Валю. В «Привале в Арко Ирис» сыграл бойца из интербригады...

В 1975 году состоялась премьера спектакля «Вечно живые» (режиссер Б.Райкин). Здесь я играл положительного героя — Степана. Хорошая, благородная роль. Я на всю жизнь запомнил оформление Ю.Суракевича: на заднем плане по длине всей сцены были развешаны распахнутые солдатские шинели. И ты видел простреленные, окровавленные дыры: кому-то пуля прилетела в сердце, кому-то в руку, в шею... Создавался потрясающий образ спектакля. Постановка была ансамблевой, и роль эту я играл с удовольствием.

— Какие роли стали для вас самыми памятными?

— Если говорить о ролях классического репертуара — вспоминается Тузенбах в «Трех сестрах» Чехова. Он мне дорог не из-за красивого костюма, а потому что роль была интересная, сложная, с таким мастерством выписанная Чеховым! Или Люсьен в таганрогском спектакле по пьесе «Госпожа Бовари» Флобера. Роль мальчика, который по молодости продал ей флакон яда в аптеке, получилась очень драматической.

У режиссера Александра Шатрина мы с Эммой Николаевной играли в спектаклях «Вендетта» (которую он ставил совместно с Лещёвым, когда мы учились на третьем курсе), «Сотворившая чудо», «Месье Топаз», «Дипломат», «Суббота, воскресенье, понедельник». Это была настоящая школа. Он научил нас самостоятельно делать роль, научил любить свое ремесло и относиться к театру как к храму искусства. В нем была простота и гениальность. Артисты, не занятые в спектакле, приходили на репетиции, чтобы просто посмотреть и послушать. Работа с ним была для нас профессиональным становлением.

В спектакле Шатрина «Через сто лет в березовой роще» я поначалу репетировал роль поручика Ростовцева. А в финале этой постановки должен был выходить Гоголь и читать монолог: «Эх, тройка, птица-тройка, кто тебя выдумал?..». Мне так захотелось его сыграть! Тогда народный артист России Виктор Егунов загримировал меня под Николая Васильевича и сделал пробную фотографию. Назавтра пришли на репетицию, и кто-то просто положил фотографию на стол Шатрину. Тот не понял и говорит: «А почему Гоголь без банта?». Ему отвечают: «Какой Гоголь, это Жуков». Он на меня внимательно посмотрел и отправил в режиссерское управление за ролью Гоголя.

В моей жизни два-три раза были срочные вводы. В первый раз было очень страшно. Я был Прохожим в «Старшем сыне» Вампилова, но очень хотел сыграть Сильву. И тут уходит в Омский театр прекрасный артист Юрий Ицков (сегодня уже народный артист России). Подходит ко мне народный артист России Аркадий Тишин: «Ты же когда-то хотел сыграть Сильву? Пару репетиций — больше не дам». А там текста-то! Но память меня выручила. Обе репетиции были в репетиционном зале, и в день спектакля мне дали разок пройти по сцене, и все.

Потом приезжал режиссер этого спектакля Владимир Симоновский. Сделал жесткую корректуру постановки, а меня оставил. Мы играли «Старшего сына» 14 лет! Очень трепетно относились к этому спектаклю, особенно после смерти Саши. При жизни Вампилова я играл в «Прощании в июне». Позже были роли Метранпажа в «Провинциальных анекдотах» и «Вороньей роще».

Несколько добрых слов хотелось бы сказать про Валентина Григорьевича Распутина. В постановке его повести «Деньги для Марии» я играл Механика. Через несколько лет Г.Жезмер поставил эту повесть снова и дал мне ту же роль! За нее на московских гастролях я получил премию Министерства культуры РСФСР. Потом была инсценировка повести Распутина «Живи и помни» — там я играл одноногого солдата, который в прологе возвращается домой.

Трогательный эпизод. В «Прощании с Матерой» играл Афанасия. Замечательные, интересные образы. Я очень благодарен за них Валентину Григорьевичу.

— Валерий Михайлович, к какому амплуа вы тяготеете?

— Пожалуй, героя-любовника из меня не получилось. Я не Ромео. Я Тибальт, больше характерный и острохарактерный актер. Хотя все-таки Мишу в «Девушке с веснушками» и Костю Рябцева в «Вендетте» можно отнести к ролям «героическим». В «Поминальной молитве» Лейзер тоже был очень нежным, стеснительным. И в «Правда — хорошо, а счастье лучше» Сила Грознов — это разве не герой?

— Вы передаете опыт юным артистам?

— Конечно. В Иркутском театральном училище преподаю студентам искусство грима. У меня было 12 выпусков на драматическом, кукольном и музыкальном факультетах. Мне очень нравится этим заниматься. Географическая карта большая — мои выпускники сегодня работают в самых разных городах России и не только. Идет, например, нынешний Вампиловский фестиваль, смотрю — в спектакле театра из города Мирного в главной роли на сцену выходит моя бывшая студентка Маша Заманкова. На защите она делала у меня Раневскую. По искусству грима студенты сдают экзамен в форме творческого номера с портретным гримом. Иван Гущин выходил в образе Александра Невского. Константин Агеев, красивый парень, делал Квазимодо. Заказал вставную челюсть у стоматолога, как прочитал монолог да как спел — сразил всех наповал! Елена Мордвина показывала Старуху Шапокляк. Алексей Орлов (I) делал Антона Павловича Чехова. Василий Конев загримировался под Овода из романа Э.Л.Войнич. Вячеслав Дробинков делал молодого Ленина. Анатолий Чернов — актер Черемховского драматического театра имени В.П.Гуркина — создавал образ Бориса Годунова в полном костюме. Главное, что это нравится студентам. Появляется задор, и начинается творческое соревнование.

— Для своего юбилейного вечера вы выбрали спектакль «Немного нежности» А.Николаи...

— Я благодарен за роль Ненила режиссеру Геннадию Шапошникову и моей напарнице, заслуженной артистке России Тамаре Панасюк. Геннадий Викторович нас очень поддержал, дал нам творческий «кислород». Мы разбирали пьесу, а он пришел, засучил рукава и спокойно начал работать. Спектакль «Немного нежности» — очень человечная история. Здесь показаны люди на закате своей жизни.... Многие из них живут с большой бедой в сердце — их дети оказались непорядочны. И вдруг два пожилых человека находят любовь, вместе продлевают свою осень.

В этом спектакле мне приходится влезать на второй этаж по приставной лестнице. Я стремлюсь наверх, к своей любимой, и, когда забираюсь на балкон, чувствую счастье! В этот момент всегда звучат аплодисменты — они мне очень дороги. Мой герой совершает настоящий мужской поступок, и зрители это понимают.

Как можно уместить в одном интервью события такой большой и интересной творческой жизни? Сегодня Валерий Михайлович активно занят в спектаклях театра и мечтает написать книгу о талантливых людях, с которыми ему посчастливилось общаться, дружить, работать. Книга эта — его самая заветная мечта. Так пусть она исполнится и станет подарком для всех любителей театрального искусства.

Ольга Олекминская, специально
для «Байкальских вестей».

Фото Анатолия Бызова и из архива театра.

На фото: В спектакле «Соло для часов с боем»;

Ненил в спектакле «Немного нежности»

                     

 

 
По теме
Творческие коллективы школ и детских садов города, а также любители театрального искусства собрались в Доме детского творчества, что ярко и интересно отметить Международный день театра.
В 2024 году исполняется 150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха (1874-1947), выдающегося русского художника, ученого, общественного деятеля, писателя, путешественника.
«Театральная весна» наступила в Доме детского творчества! Сегодня на городском фестивале «Театральная весна», посвящённом Международному Дню театра, собрались творческие коллективы школ и детских садов города,
«Контрасты»: когда в песнях живёт душа - Администрация Шелеховского района Сложно представить культурную жизнь города и района без «Контрастов». Выступления коллектива украшают многие мероприятия, заряжая публику своей особенной энергетикой, эмоциональностью и искренностью.
Администрация Шелеховского района
Разговор о родном городе Усолье-Сибирское (12+) - Городская ЦБС Каникулы в библиотеке – это всегда интересно, весело и познавательно. Особенно если речь идет о том, что по-настоящему волнует – об истории своей малой Родины, о месте, где ты родился и живешь, где находятся твои корни.
Городская ЦБС
Сибирская проза языком хореографии - Газета Шелеховский вестник На втором Всероссийском театральном фестивале им. Валентина Распутина, который прошёл в Иркутске с 15 по 21 марта, молодёжный ансамбль песни и танца «Алтай» из Барнаула показал постановку,
Газета Шелеховский вестник