У каждого свой Вампилов

Режиссер фильма «Облепиховое лето» Виктор Алферов и сыгравший в нем главную роль Андрей Мерзликин рассказали, как прошли съемки эпизодов на Байкале

В Иркутск съемочная группа студии «Лендок» прибыла, чтобы закончить съемки художественного фильма об Александре Вампилове «Облепиховое лето». Несмотря на плотный график работы, исполнитель главной роли Андрей Мерзликин и режиссеры Виктор и Елена Алферовы нашли время для встречи со зрителями и рассказали о будущей ленте. Она станет первым полнометражным художественным фильмом о нашем земляке.

— Традиционный первый вопрос, который обычно задают режиссеру: как вам пришла в голову идея снять именно такой фильм?

— Я сам из Бурятии, из Оронгоя, — отвечает Виктор Алферов. — Снять фильм о Вампилове решил четыре года назад. Вообще я театральный режиссер и еще никогда ничего не снимал, а тут загорелось. И самое главное, все сразу начало складываться. Еще не был дописан сценарий, как я случайно познакомился с Андреем Мерзликиным и сразу понял, что это мой Вампилов. И сразу предложил сыграть эту роль, хотя честно признался, что у меня нет ни денег, ни даже еще сценария, есть только идея. Потом мы подали документы на субсидию в Министерство культуры и выиграли. Это большая редкость, туда подают миллионы работ.

— А я ответил: «Какая крутая идея!» — подхватил Андрей Мерзликин. — Понимаете, для нас, для вгиковцев, Александр Вампилов — это икона драматургии. Я играл в его пьесе «Утиная охота» вместе с ангарчанином Володей Капустиным. У него была главная роль — Зилова. А Дулова исполнял Саша Бухаров, выпускник Иркутского театрального училища. Это был наш дипломный спектакль, который шел потом целый год. К тому времени любовь к Вампилову уже была безусловной, и мы разобрали по косточкам все, что можно было разобрать, все изучили, постоянно говорили и спорили. Поэтому, когда Виктор назвал мне фамилию Вампилов, для меня это было лестно. Какое-то время во мне говорила совесть: «Ну куда ты, Андрей, после своих бандитских и милицейских ролей лезешь, это же нехорошо», а я с ней спорил: «Ну, я же очень хочу». Это подарок для актера — сыграть такую роль. Хотя насчет сыграть — это сильно сказано. Виктор оказался диктатором: я вообще ничего не играл, я только предлагал, улыбался, обманывал, хитрил, но слушал и делал все, что говорил он.

— Еще нам повезло в том, что у нас получилось прилететь на Байкал на съемки последних эпизодов картины, — продолжает Виктор. — Мы прилетели сюда 17 августа, в день гибели Вампилова. Мы мечтали снять финальную сцену, когда он плывет на лодке с Глебом Пакуловым, именно в том месте и именно в тот день спустя столько лет. И у нас получилось!

— Мы снимали в Санкт-Петербурге, и продюсер говорит: «Финальную сцену будем снимать на Ладоге», — рассказывает Андрей. — Я говорю: «Вы с ума сошли? Как можно Байкал заменить Ладогой? Вы представляете, что будет на премьере?» Поэтому спасибо губернатору Сергею Левченко за его желание помочь в организации нашей поездки. Мы сняли даже чуть больше, чем планировали, — и красоту Байкала, и драматические сцены.

— Приехали на Байкал, а тут такой шторм! — говорит режиссер. — Три часа не могли подойти к берегу.

— Да, и эмчеэсовцы сказали: «Отменяйте все, лодку мы не спустим — это смертельно опасно», — делится Андрей. — Представьте, столько времени готовиться, проделать такой путь и не снять сцену гибели именно 17-го числа? Продюсер расстроился: «Ну ладно, сворачиваемся». И тут капитан корабля взял в свои руки хрупкого питерского продюсера и сказал: «Сейчас все сделаем!» И сделал. Со всего маха он воткнулся в берег, в камни. Мы все онемели. Он «припарковался» так, перекрыв волны, понимаете? И эмчеэсовцы спустили нам лодку. Там дальше волна была чуть меньше. И мы на этой лодке три часа ходили. Я, как мальчишка, накатался вдоволь, и не на туристическом теплоходе, а на лодке образца 60-го года из кедра, она абсолютно аутентична. Видно было, что сотрудники МЧС сильно переживали, но все было нормально. Потом солнце вышло из-за туч, полный штиль, а нам уже не надо, мы на берегу снимаем другие сцены. Я забрался вверх, на обсерваторию, а оттуда такой чудесный вид открывается! И все мне зудели в ухо — это не тот Байкал, здесь ничего непонятно, надо ехать в другое место. А я стою и восхищаюсь. А вот на память себе ничего не взял, даже не подумал, если честно, — некогда было, съемка шла с семи утра до восьми вечера с маленьким обедом.

— Нас многие упрекают в том, что в фильме не отражена документальная реальность, — говорит Виктор Алферов. — Единственное, что в фильме документального, — это тексты. Каждая сцена, каждый диалог соткан из переписки Вампилова с женой и Еленой Якушкиной. Понимаете, есть драматургическая действительность, а есть реальность. Например, гибель Вампилова. Он высадил жену, а сам поплыл в Листвянку в магазин и утонул за час до заката солнца. Многие скажут — когда Вампилов погибал, был штиль! А у нас шторм. Мы не можем снимать все в точности как было, потому что как было — никто на 100 процентов не знает. Были только Пакулов и Вампилов в лодке. Мы не знаем, как он жил в Москве, потому что с ним там никого из нас не было. Кто-то что-то говорит, вспоминает какие-то моменты, но не факт, что так оно и было на самом деле. У всех свидетелей жизни Александра Валентиновича свои оценки событий, у каждого своя правда, у каждого свой Вампилов. Кстати, именно поэтому его отец и присутствует в фильме, хотя его не стало, когда маленькому Саше было всего полгода. Фильм вообще про другое — это тема художника и общества, как он пробивается к зрителю, к читателю. Сценарий читала дочь Вампилова, Лена. Она одобрила.

— Кстати, в фильме у нас девочка Леночка снималась, ей 6 лет, — рассказывает актер. — По сценарию, весь фильм Вампилов находится в Москве и только в финальных сценах — на Байкале. У нас была творческая встреча со зрителями в Кутулике, и они очень сильно расстроились, узнав, что в ленте нет видов поселка. Сильно просили — ну вы поснимайте хоть просто так, он же жил здесь. Потом где-нибудь покажете.

— Нам еще осталось снять две смены, потом еще полгода монтажа, и, надеюсь, картина будет готова, — планирует режиссер. — Когда писали сценарий, мне казалось, такое противопоставление получится сильным — вся история московская, сырость, снег, нет солнца. А потом он приезжает на родину, и здесь лето, красота…

— Теперь понятно, почему в последних письмах Вампилов писал друзьям: «Приезжайте! Здесь такое облепиховое лето!» — делится Андрей Мерзликин. — Я видел эту облепиху в Кутулике. Она действительно пахнет солнцем.

Ожидается, что премьера фильма «Облепиховое лето» состоится в 2018 году на фестивале «Кинотавр». Премьерные показы с участием съемочной группы запланированы в Москве, Санкт-Петербурге и, конечно, Иркутске.

Фото автора и из Instagram Андрея Мерзликина

  • Ольга Игошева
  •  
    По теме
    Иркутск , 23.08.17 (ИА «Телеинформ»), - В иркутском Доме кино 23 августа пройдет творческая встреча со съемочной группой документального фильма о драматурге Александре Вампилове «Облепиховое лето».
    Вспышку гепатита А выявили в новосибирской школе №190 - Baikal24.Ru В Новосибирске в школе №190 в Академгородке выявили несколько случаев заболевания гепатитом А. Диагноз подтвердился у трех учеников, сообщает местное издание "Родные берега" со ссылкой на департамент образования.
    Baikal24.Ru
    Вирусная геморрагическая болезнь кроликов - Город Зима ВИРУСНАЯ ГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ КРОЛИКОВ    Вирусная геморрагическая болезнь кроликов (ВГБК, геморрагическая пневмония кроликов, некротиче-ский гепатит) – высоко заразная, инфекционная болезнь,
    Город Зима
    Открытие книги 16+ - ЦБС города Братска Дорогие читатели, в библиотеке №4 появились новые книги. Пора открыть для себя новые миры, пережить захватывающие приключения, разгадать тайны и погрузиться в увлекательные истории!
    ЦБС города Братска