Параллельно с выставкой «Расписного квартета» областной Дом народного творчества организовал вторую школу мастеров народных ремёсел по теме «Художественная роспись по дереву». Научиться превращать безликие основы в произведения искусства приехали в Иркутск 17 педагогов и мастеров из культурно-досуговых учреждений области — Казачинско-Ленского района, Усть-Кута, Черемховского района и города Черемхово, Осы, Ангарска. Занятия — лекции, практика и мастер-классы — шли в течение трёх дней, с 10 до 17 часов. И только в первый день был сделан перерыв на торжественное открытие выставки. Но даже и там не обошлось без мастер-класса: за 15 минут Елена Михеенкова, Наталья Зинченко и Елена Волк втроём, не мешая друг другу, расписали обычную разделочную доску так, что использовать её по прямому назначению, честно говоря, жалко.
— Наши мастерицы вызывают восхищение и своими талантами, и тем, что сами постоянно учатся, и тем, что с удовольствием передают детям и взрослым свои знания, — поделилась заместитель директора школы искусств № 2 г. Усть-Илимска Галина Кононенко. — Они учат и азам — от подготовки дерева и подбора красок, и тонкостям тагильской, урало-сибирской, мезенской росписи.
Елена Михеенкова — коренная иркутянка, после окончания вуза по распределению уехала в Усть-Илимск. Говорит, что теперь оба города стали для неё родными.
— Впервые я познакомилась с росписью по дереву, когда училась в художественной школе — в классе, наверное, седьмом, — говорит Елена Николаевна. — Тогда нам дали задание нарисовать расписную доску. Я нашла открытку с хохломской росписью, с птичкой, добросовестно перерисовала. И когда покрыла лаком — ахнула: дерево стало живым, золотым, высохшая краска под лаком снова ожила, прямо таинство какое-то! Мне казалось, у меня получился такой шедевр, что лучше уже быть и не может. Потом я сделала ещё несколько таких досок, подарила своим родственникам, друзьям и уже считала себя мастером.
— Первая моя профессия — архитектор, — продолжает мастерица. — У нас есть такой девиз — «Польза, прочность, красота», и поэтому я стараюсь делать такие вещи, чтобы их можно было использовать в жизни. Сейчас я преподаю в школе только у взрослых, хотя, если честно, они те же самые дети. Учеников очень много, и даже могу похвастаться, что в нашем «Расписном квартете» остальные три мастерицы были когда-то моими ученицами, а сегодня это полноценные мастера, у которых учусь уже я. Здорово, что мы работаем одной командой.
Когда мастер с таким вдохновением рассказывает о том, чем занимается, сразу представляется, что дома у Елены Михеенковой расписано всё, что можно.
— Сначала сапожник был без сапог, — смеётся Елена Николаевна, — дома у меня не было ни одной подобной вещи. И однажды меня прямо пристыдили: на день рождения подарили деревянный набор, расписанный другими людьми. Вот с тех пор дома живут мои работы, и не только на кухне. Был смешной случай, когда я готовилась к выставке. Расписывала набор столярных инструментов «Сибирячка мастеровая», и мне не хватало в нём топора. Пошла в магазин, выбираю, а продавец нахваливает товар: посмотрите, какое остриё, какой металл! И, когда я сказала, что меня больше волнует топорище, очень удивился.
Наталья Зинченко пришла к своему увлечению — росписью по дереву, ставшему впоследствии профессией и любимым делом, совершенно случайно:
— Когда я пошла учиться в институт на социального психолога, одна из моих однокурсниц как-то принесла показать свои работы — с росписью по дереву. И сказала, что ходит заниматься в школу искусств. Нам тогда было лет уже по 17. Мне они так понравились! А у моих родителей эта школа искусств прямо под окнами. Я думаю: пойду-ка, тоже поучусь. Пришла на полгода позже всех, смотрю — ребята так лихо кисточки уже в руках держат, всё расписывают, а у меня с первого раза ничего не получается. Но я человек упорный, я за две недели расписала кучу альбомов разными травинками и догнала одноклассников. Три года я отучилась в школе искусств, а потом меня пригласили в эту же школу… преподавателем. Сейчас мой стаж уже 15 лет, учу росписи детей и взрослых, сама учусь постоянно. Получила второе — педагогическое, образование, недавно освоила хохлому у мастера, который работает на производстве, на заводе, теперь овладеваю новой техникой — в стиле жостово.
Забавно, что в детстве у Натальи Зинченко ни тяги, ни умения рисовать не было. А когда она поступила в школу искусств и начала рисовать, родители очень удивились: как так — дочь выросла, а у неё вдруг проснулся талант? Поэтому сейчас, когда её ученики бурчат, что умение расписывать деревянные предметы им в жизни не пригодится, Наталья отвечает: «Посмотрите на меня: кто ж знал, что это увлечение станет смыслом жизни?»
— Одна моих из любимых тем — «Коты небывалой красоты», — рассказывает Наталья Зинченко. — В классической мезенской росписи котов и других животных как таковых не существует, но, согласитесь, их любят все — и дети, и взрослые, поэтому я сама разработала новый мотив, и он как-то прижился, его даже в Интернете найти можно. Так что котик пошёл в массы. Теперь у меня в планах освоить других животных: есть разработки по белочке, делаю бурундука и медведя. Будем в классику привносить современность.
Комплект «Хлебосольный» Натальи Зинченко выполнен в технике мезенской росписи Текст: Ольга Игошева , Фото: автора