«Театр — это мое сердце»: Михаил Корнев — о становлении и развитии Иркутского театра народной драмы 

В этом году бессменный директор Театра народной драмы Михаил Корне в отметил 60-летие. А в прошлом — самому театру исполнилось 30 лет. К этой дате коллектив подошел с множеством наград, большинство которых получены на международном театральном кинофестивале «Золотой витязь». За плечами у артистов более десяти командировок в горячие точки, в том числе в Чечню и за рубеж, где они своими выступлениями поднимали боевой дух солдат.

А начиналось все с молодежной студии в семидесятые. О том, как удалось удержать театр на плаву в непростые годы перестройки, передела Советского Союза, лихие девяностые, сегодня мы поговорили с Михаилом Корневым.

Михаил Георгиевич — уважаемый человек, известный театрал, истинный человек искусства. Его творческий стаж — почти 40 лет. Пишет песни, одна из которых стала гимном Кировска (ЛНР), а еще одна — гимном Иркутского управления МЧС. К своему юбилею он выпустил диск из 76 композиций, многие из которых написал и исполнил сам. Возглавляет Театр народной драмы с 1995 года.

— Михаил Георгиевич, вы по образованию филолог, как оказались в театральной среде?

— В институте я изучал советскую литературу, хорошо знал былины, народные песни, романсы. Любил театр и музыку, к этому тянуло больше всего. Однажды оказался в любительской студии с фольклорным уклоном. И мне понравилось. Так все и началось.

— Профессиональным театр стал в 1987 году, а что было до того?

— Как студия мы начали работать в 1977-м. В то время любительские театры возникали один за другим. Все было на энтузиазме, в свободное от работы время. На любительской сцене царили фантазии и неограниченный полет мысли. Молодые актеры хотели свободы творчества.

Наш коллектив тоже был создан, скорее, вопреки общей тенденции. Мы остро чувствовали, что русской культурой и народным творчеством никто особо не занимается, а у нас уже накопилось много такого материала. Это и стало нашей особенностью. В Японии, например, есть театр народных традиций «Кабуки» и он охраняется государством как национальная гордость. Мы хотели сделать нашу студию театром русских традиций, что было нетипично. И нас бы не услышали, если бы не владыка Вадим и иркутские литераторы. Тогда в областном центре сильным было писательское объединение. В него входили Валентин Распутин, Валерий Хайрюзов , Станислав Китайский, редактор «Литературного Иркутска» Валентина Сидоренко . Они нас поддержали, дали толчок развитию театра.

— Были попытки закрыть, запретить театр?

— Много раз были. Но мы писали письма. В свое время и я возил обращения в Москву на Старую площадь. И театр остался жить.

В то время мы не имели своего помещения — занимались в домах культуры, студиях, полуподвальных помещениях. Но это было счастливое время. Именно тогда сформировался костяк нашего театра: заслуженные артисты России Вадим Дейнеко, Геннадий Савушкин, Юрий Жигарьков . Мы вместе через многое прошли.

В 1992 году театр переехал в здание, где раньше располагался кинотеатр «Байкал», и по сей день находится в этих стенах. Я разработал программу развития театра при поддержке Союза писателей Иркутска. В тот период мэром был Борис Александрович Говорин , который очень помог в становлении театра. Примерно в 1995 году учреждение стало муниципальным, затем меня назначили его директором. А в 1996-м я был избран в городскую думу. Так начиналось наше свободное плавание… И если 20 лет назад с нами работал едва ли десяток человек, то сейчас в штатном расписании более семидесяти. Этот театр — мое сердце.

— Вы назвали театр уникальным. А в чем это выражается?

— В его самобытности, в материале, с которым мы работаем. У нас в репертуаре есть распев «Слова о полку Игореве». Где еще такое можно услышать!? Или древние былины. Мы оживляем их, сохраняя главную идею. Иногда переплетаем устоявшиеся методы с сегодняшними. В нашем репертуаре казачьи песни, но они получают современную рок-обработку. С новым звучанием мы давно знакомы, и я уверен, что патриотические композиции вполне могут быть такими и могут нравиться молодежи. Вот так через понятный ей язык мы доносим до молодежи нечто важное.

Песню «Век двадцать первый» я написал для иркутской группы Extrovert. Как-то ко мне обратилась рэп-команда «Тротиловый покров». Я говорю: «Я вам пишу песню, а вы ее исполняете». Они согласились. В композиции я историю России постарался переложить на молодежный язык. Слово они сдержали, исполнили ее в День города в спектакле по моей пьесе «Первопроходцы», который мы показали на площади Сперанского. В постановке участвовало 355 молодых артистов разных направлений и жанров.

Однако мы предпочитаем все же придерживаться традиционных принципов. Ведь у нас русский обрядовый театр. И это нравится нашим зрителям.

— Каким проектом театра вы особенно гордитесь?

— За последние годы я считаю нашей лучшей работой постановку «Изба». Создавая сценарий, я постарался переосмыслить несколько произведений Валентина Распутина , дать свою интерпретацию событиям и провести общую линию. По сюжету Агафья спасает свой дом от затопления. Постепенно, по бревнышку она перетаскивает его на другое место, а затем собирает его в течение нескольких лет — все своими руками. Впоследствии женщина живет в этом заново построенном доме лет двадцать. Каждый человек в своей жизни должен что-то построить. Не копить, не искать, а самостоятельно создать место для сохранения устоев и уклада. Мы показывали этот спектакль в Москве, и я был рад, что искушенная столичная публика хорошо его приняла, особенно молодые люди. Все, что мы хотели сказать, зрители услышали.

Мне нравится, как в нашем театре работает молодежь: ребята талантливые, яркие. Недавно режиссер Настя Алексеенко поставила спектакль по пьесам А.П.Чехова «Предложение». Несколько премьерных показов прошли при полных залах.

— Оглядываясь на прошедшие годы, можете ли вы дать оценку своей работе?

— Я много раз выходил из зоны комфорта, терял много нервов и здоровья, но все это было не зря. Ведь если у художника не болит сердце, то он ничего не создаст. Главное — никогда не отказываться от того, чем живет и горит твоя душа. Мы с коллективом живем насыщенно: готовим новые спектакли, участвуем во всероссийских и международных фестивалях, строим храм Святого Александра Невского. У театра много друзей в самых разных слоях городского сообщества: студенты, военные, байкеры, прихожане храмов, ветераны ВОВ, дети… Именно для них за последние годы я написал более десяти пьес и несколько десятков различных песен.

Мы благодарны мэру Иркутска Дмитрию Викторовичу Бердникову за помощь и поддержку, за создание условий для развития театра.

Вспоминаю одну из командировок в Чечню. Мы были там около недели, и один генерал-десантник оставил отзыв о наших выступлениях: «То, что вы сделали для нас, стоит работы ста политруков за несколько лет. Спасибо вам огромное и низкий поклон». Это ли не лучшая оценка нашей работы?

Фото Валентина Карпова

Мария Николаева
 
По теме
Иркутск, НИА-Байкал – Иркутское региональное отделение Российского военно-исторического общества совместно с музеем истории Иркутска имени Сибирякова и военно-историческим парком «Патриот» проводят фестиваль «Долгий путь
ДК «Юность», ж.р. Сухой, ул. Еловая, 20 15:00 – посиделки в клубе «Хозяюшка» «Советы мудрых» [12+]   Арт-гараж кластера «Гнездо», ж. р. Центральный, ул.
photo_2024-03-18_09-55-12 - ОГАУЗ ГИМДКБ Пожарно-тактические занятия по теме «Тушение пожара и проведение аварийно-спасательных работ в зданиях медицинских организаций» прошли в Ивано-Матренинской детской клинической больнице с 13 по 16 марта,
ОГАУЗ ГИМДКБ
Проблемам наиболее подвержена костно-мышечная система человека Почти две трети сотрудников различных компаний попадают в желтую и красную группы здоровья, им рекомендуется обратиться за консультацией к врачу.
IrkutskMedia.Ru
«Семья –маленькая вселенная» - Отдел по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания 15 марта в Центральной городской библиотекпрошёл городской конкурс юных поэтов и прозаиков «Семья – маленькая вселенная», участники конкурса,
Отдел по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания