Экспортный вариант
Считается, что матрешка — игрушка древняя, традиционная. Но изобрели ее только в конце XIX века. Авторство приписывают мастеру популярного в то время художественного направления «русский стиль» Сергею Малютину. К началу ХХ столетия за рубежом вошел в моду русский балет, славянские мотивы перенимали европейские кутюрье — наша культура была на подъеме. Тогда-то в творческой мастерской «Детское воспитание» зародилась идея создания народной куклы, девушки в крестьянском костюме. По одной из версий, создать разъемную игрушку в русском стиле подтолкнула японская статуэтка буддийского святого Фурукуджи, которая разламывалась на две части, а внутри находилось еще несколько фигурок, поменьше, — всего пять. Именно такая игрушка была у Малютина, такая же есть в коллекции Тамары Хохряковой.
Маленьким иркутянам яркие матрешки полюбились с первого взгляда: кто-то, замерев от удивления, разглядывал царевну-лягушку, кто-то носился от стенда к стенду, сравнивая экспонаты, а некоторые, в задумчивости забыв про стекло, даже пытались потрогать игрушки руками. Тамара Михайловна признается: сама испытала те же волшебные чувства, когда впервые увидела настоящую матрену.
— Я гуляла по торговому Арбату и увидела прилавок с матрешками, — вспоминает мастерица, — такими красивыми, позолоченными, расписными... И стоят — с мою зарплату штука! Понятное дело, сувениры — для иностранцев, втридорога продают. Я купила попроще и подешевле, а сама решила сделать эти игрушки доступнее для людей.
Деревянные, стеклянные, заводные — каких только матрешек теперь нет в ее коллекции!
Тамара Хохрякова по профессии учитель, за свою жизнь преподавала 11 разных предметов! Чтобы учить ребят еще и прикладному искусству, прошла специальные курсы. Хотя технологию росписи по дереву освоила самостоятельно. Организованный мастерицей кружок рукоделия перерос в целую студию «Русские сувениры», где изучают хитрости вязания, плетения, шитья и, конечно, росписи матрешек.
— В студии — пять лет обучения, ребята ходят с младших классов. Но мне кажется, что и взрослым интересно и полезно уметь творить руками, — поделилась Тамара Михайловна.
С помощью английской булавки
Прародительницы матрешек — деревянные куклы, которые демонстрировали крестьянские наряды представительниц разных губерний и уездов, и эта традиция сохранилась в современной матрене. Тамара Хохрякова и ее ученики выполняют стандартные виды росписей. Но создавать авторские сувениры куда интереснее!
— Каждый год я езжу в Москву и на вернисаже покупаю «белье» — деревянные заготовки для сувениров, в том числе и для матрешек, их привозят из Поволжья, — рассказывает Тамара Михайловна. — «Белье» грунтую раствором клея ПВА, притираю, устраняю недостатки, потом беру карандаш и делаю набросок, который затем расписываю гуашью с покрытием из масляного лака или акриловыми красками.
Над одним пятиместным комплектом лаковых миниатюр мастерица может просидеть до двух недель. Она настоящий виртуоз! Матрешечка размером с рисовое зернышко — ювелирная работа, сделана без лупы!
— Я беру заготовочку и сажаю ее на английскую булавку. Она прекрасно держится, и острие не вредит дереву, — рассказывает искусница. — Надеваю очки и тончайшей кисточкой наношу рисунок.
А самая высокая красавица в экспозиции ростом выше полуметра и расписана классическим узором. Как призналась художница, ей больше нравятся традиционные куклы, и многие юные посетители разделили мнение хозяйки коллекции. Правда, большинство ребятишек восхитили размеры, а не прекрасная роспись.
Наиболее увлекательный момент — создание эскиза, когда мастерица определяет образ: будет это смущенная красотка, или девочка с котом, или добрый молодец... Затем Тамара Хохрякова переносит рисунок на болванку и начинает роспись с лица — так матрешка оживает, смотрит на автора, просит сделать ей наряд, как бы подсказывает, какого цвета хочет. Фигуркам серии надо изобразить лицо, потом руки, платок и так далее — один и тот же элемент всем «сестрам» по очереди: так быстрее, чем расписывать каждую красотку по отдельности.
Свою первую фигурку Тамара Хохрякова смастерила еще будучи девочкой.
— В нашем детстве не было возможности игрушки купить, и мы рисовали — вроде Барби, только на самодельных куклах. Делали туловища из картона, объемные, распускали чулки, плели косы... Матрешек у нас, конечно, тоже не было. Только недавно педагоги обратили внимание на эту своеобразную игрушку, — говорит Тамара Михайловна.
Матрешки и сейчас редко у кого есть дома. Чаще всего это дорогостоящий сувенир, а не детская игрушка.
— А жаль, — говорит Тамара Хохрякова, автор брошюры «Матрешка в жизни ребенка», — потому что они способны научить ребенка таким важным понятиям, как «больше» и «меньше», «целое» и «половина», количеству и счету, причем в игровой форме.
С матрешками ребенок может начинать играть с первых месяцев жизни, считает педагог.
Самым главным в народной кукле остается ее символичность. Матрешка — мать и дочь, в ней заключена бесконечность жизни и преемственность поколений, важнейшая ценность: семья.
Александра Луканина. Фото автора