Пять дней честного кино

IMG_9384_resize
Пять дней честного кино
Фото: www.ogirk.ru
Автор: Матрена Бизикова   1 of 1

Показ фильмов кинематографистов со всего мира, презентация новых отечественных кинопроектов, а также мастер-классы от ведущих режиссеров страны. Юбилейная программа Байкальского международного фестиваля документальных и научно-популярных фильмов «Человек и природа» имени Валентина Распутина была насыщенной.

Дебютные кинопроекты

В первый день фестиваля зрителям представили лучшие дебютные кинопроекты режиссеров Иркутской области, Бурятии, Забайкальского края. Участие в такой презентации дает возможность молодым авторам заявить о себе в сценарном мире, посетить тренинги ведущих профессионалов киноиндустрии, получить экспертный разбор и оценку работ.

Многообещающим члены жюри признали фильм-портрет «Когда внутри музыка». Его создатели Андрей Дахневич и Юлия Кокорина убеждены, что академическая музыка начала XXI века переживает глубокий художественный кризис. Воззвать к решению проблемы авторы решили через личность иркутского композитора Дечебала Григоруцэ.

Елена Туринцева представила проект «Русский след в Монголии: победившие черную смерть». Режиссер планирует снять драму о том, на какие жертвы шли иркутские ученые, чтобы разработать бактериологическое оружие против эпидемии чумы в Монголии во время Великой Отечественной войны.

Лучшим документальным проектом жюри признало работу «Без Байкала». Режиссер фильма Александр Горновский отметил, что цель картины – не только рассказать о Байкале как о прекрасном и древнем озере, но и обратить внимание на его проблемы: обмеление, заболачивание, лесные пожары, строительство ГЭС на Селенге, отсутствие очистных сооружений.

Член жюри, кинооператор Евгений Корзун, посоветовал начинающим кинематографистам больше осмыслять себя и свои наработки, а не сразу браться за полнометражные картины. В целом жюри порадовало то, что интерес к неигровому кино не утихает, несмотря на слабое финансирование отечественных киностудий.

– Всегда важно видеть, что сердце кинематографическое бьется, – сказал Евгений Григорьев, член жюри, режиссер-постановщик театра и кино.

По его словам, участники слишком ориентированы на свой внутренний мир, а не на потребности зрителя. Многие режиссеры не соотносили замысел с реализацией, не имели четких представлений о том, что, где и как будут снимать, а также неясно обозначали проблему главного героя.

Сюрпризы фестиваля

После знакомства с дебютными проектами зрители получили возможность посмотреть фильмы конкурсной программы. Фестиваль открыл фильм «Человек» режиссера Яна Артюса-Бертрана. Ему удалось получить откровенные и эмоциональные интервью от людей самых разных национальностей и статусов, сложив из них портрет современного человечества. Режиссером было собрано более 2 тыс. интервью почти из ста стран мира. Герои фильма размышляют на вечные темы: борьба с бедностью, войны, будущее нашей планеты, семья, любовь, счастье. По времени картина длилась больше трех часов, но почти никто не покинул зрительный зал до завершения сеанса.

В этом году для гостей фестиваля было приготовлено много сюрпризов. Один из них – конкурсные фильмы полнокупольного формата в иркутском планетарии.

А для желающих приоткрыть завесу магической кухни по кинопроизводству проходил мастер-класс Георгия Молодцова, режиссера, вице-президента Гильдии неигрового кино и ТВ. Георгий рассказал о технологии сферического кино, которое можно воспроизвести как на большом экране, так и в специальном шлеме. Режиссер пустил по рядам смартфон, упакованный в картонную оправу в виде очков. Устройство реагировало на любые движения и обволакивало зрителя с ног до головы виртуальной реальностью. Так мы вместе с чемпионкой по фигурному катанию сделали пару кругов по льду, потом полетали над горами и реками на дельтаплане. Когда увлекательные виртуальные путешествия закончились, мы спустились на землю, чтобы продолжить просмотры конкурсных фильмов традиционным образом в большом зале Дома кино и не упустить шанс пообщаться с режиссерами лично.

Психологическое погружение

Интересная беседа состоялась с Анной Яновской, режиссером фильма «Десять сантиметров жизни», где ей удалось показать трагедию жителей Крымска, которые 7 июля 2012 года пережили страшное наводнение, унесшее сотни жизней. Изначально фильм создавался не как конкурсный, а как учебный по заданию на режиссерских курсах. Тема подвернулась неожиданно, поэтому первые съемки были сделаны на обычный фотоаппарат. Вскоре на учебную работу обратили внимание эксперты фестивалей и посоветовали отправиться молодому режиссеру на место трагедии еще раз, чтобы снять более качественно.

– Из спокойного мира я попала в жесткую реальность, в эпицентр человеческого горя, – рассказала Анна. – Практически полгорода унесло водой. По официальным данным, погибло 150 человек, по неофициальным – более пяти тысяч. Я наблюдала за жизнью пяти героев. Это было очень тяжелое психологическое погружение.

В этот день у зрителей появилась возможность побеседовать не только с российскими режиссерами, но и с кинематографами из других стран. Организаторы признались, что им пришлось много похлопотать, чтобы оформить визу молодому филиппинскому режиссеру Нэшу АнгГану. Его документальная картина показывает жизнь детей, выживших в сильнейшем тайфуне на Филиппинах. В черно-белом формате зритель видит, как они заново строят свой мир. По словам режиссера, съемочная группа прибыла на место катастрофы через месяц. Работу  усложняло полное  отсутствие электричества и дефицит еды. Также мешал языковой барьер. На территории Филиппин около 400 языков, и режиссеру не всегда удавалось понимать, что говорили местные жители. В фильм сознательно не были включены сцены страдания и печали, потому что главная цель – показать, как люди научились противостоять природным катаклизмам и сохранять оптимизм.

По результатам итогов конкурса, Гран-при и приз молодежного жюри присуждены фильму « 24 Снега», который снял российский режиссер Михаил Барынин. Среди других фильмов-победителей фестиваля – «Осиротевшие. Реквием» режиссера Джоэля Эллиота. Эта работа была названа лучшим документальным фильмом. Звание лучшего научно-популярного фильма получил «Эверглэйдс – водяная глушь» немецкого режиссера Золтана Торока. Лучшим полнокупольным фильмом стал «Естественный отбор» режиссера Робина Сипа из Нидерландов. Приза «Байкал» памяти Валентина Распутина удостоен фильм «Страна Удэхе» российского режиссера Ивана Головнева. Специальный приз жюри за работу в фильме «В ожидании волн и частиц» получил режиссер анимации Дмитрий Геллер. Приз зрительских симпатий присужден фильму «Десять сантиметров жизни» российского режиссера Анны Яновской. Приз СМИ-жюри получил фильм «Рай», который снял режиссер Нэш АнгГан из Филиппин.

 

 
По теме
В Ангарском округе продолжается реализация проекта «Разговоры о семье». Его главная цель — познакомить жителей муниципалитета с традициями, культурой и обычаями разных народов, которые проживают на территории.
ТКЦ «Братск-АРТ», ж. р. Центральный,  ул. Ленина, 28  С 10:00 – международная выставка кошек [0+]   Театр кукол «Тирлямы», ж. р. Центральный,  ул.
«Контрасты»: когда в песнях живёт душа - Администрация Шелеховского района Сложно представить культурную жизнь города и района без «Контрастов». Выступления коллектива украшают многие мероприятия, заряжая публику своей особенной энергетикой, эмоциональностью и искренностью.
Администрация Шелеховского района
Разговор о родном городе Усолье-Сибирское (12+) - Городская ЦБС Каникулы в библиотеке – это всегда интересно, весело и познавательно. Особенно если речь идет о том, что по-настоящему волнует – об истории своей малой Родины, о месте, где ты родился и живешь, где находятся твои корни.
Городская ЦБС
Фестивалю «Байкальская звезда» 25 лет - Министерство социального развития В городе Иркутске 21 марта 2024 года гала-концертом завершился отборочный тур ежегодного областного фестиваля детского и юношеского творчества для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Министерство социального развития