Представление с берегов Невы

1.jpg
10.jpg
Фото: baikvesti.ru

В рамках программы «Большие гастроли—2017» Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ в Иркутск приехал Санкт-Петербургский Большой театр кукол (БТК). Это один из известнейших российских театров, в прошлом году ему исполнилось 85 лет. Одним из его основателей был Савелий Наумович Шапиро, ученик Мейерхольда.

Опережая драму

«Несмотря на экспериментальный дух, — говорится в буклете театра, — БТК сохраняет верность традициям. Обостренное чувство времени, свойственное новым спектаклям, привлекает в театр все новую и новую публику, значительную часть которой составляет молодежь. Театр нередко участвует в престижных международных фестивалях, завоевывает награды. Труппа БТК побывала на гастролях в США, Франции, Польше, Чехии, Германии, Грузии, Эстонии, Финляндии.

— В головах некоторой части зрителей сидит убеждение, а вернее, заблуждение,   что кукольный театр — это ширмочка, а над ней куколка, за ширмочкой сидит артист, не попавший в  свое время в драматический театр, и орет дурным голосом: «Здравствуйте, детишки!». На самом деле это искусство, которое обладает гораздо большим «набором инструментов», нежели драма, — сказал на пресс-конференции, прошедшей в Иркутске 1 сентября, директор БТК Александр Калинин. Это действительно так, потому что  спектакли БТК это подтвердили. 

В жанре притчи

Главный режиссер театра Руслан Кудашов, широко известный в театральном мире, говорит, что, занимаясь и детским, и взрослым репертуаром, он не отличает детей от взрослых. «Наши спектакли — о важных для любого человека вещах, независимо от возраста».

В его спектаклях удивительным оказывается не то, что есть Зло, Война, Смерть, а то, что есть Любовь, Добро и Вера. Кудашов почти всегда выходит на жанр притчи. Безграничная вера в позитивное начало мироздания, вера в людей — вот то, что является философской основой его спектаклей. В какой-то мере все это относится к спектаклю «140 ударов в минуту», который поставил его ученик, выпускник его мастерской Денис Казачук. Именно в таком ритме, 140 ударов в минуту, бьется сердце маленького ребенка. В этом спектакле артисты выходят к зрителю и работают в живом плане. При помощи несложных приспособлений актеры погружают зрителей в мир детства, и мы вместе с главной героиней узнаём, где живут кузнечики, гусеницы и муравьи, попадаем в мир птиц и опускаемся на морское дно, удивляемся самым простым вещам, мимо которых проходим ежедневно.

Не произнося ни единого слова, а только при помощи пластики тела, визуальных эффектов и музыки артисты показывают нам, как прекрасен и разнообразен мир, как ценен в нем каждый живущий, вплоть до самой маленькой букашки, и как надо его любить, потому что любовь — самое прекрасное чувство на земле.

Второй спектакль, показанный в Иркутске, — всем известный «Колобок» в постановке Руслана Кудашова, но поставлен он в не совсем привычной форме. Здесь нет традиционной избы со стенами и окошками, а все действие построено на большом веретене-колесе, которое становится центральным игровым пространством. Конечно, есть Дедушка и Бабушка, куда же в сказке без них, и все животные, от которых убегал Колобок. Актеры работают как в живом плане, так и с куклами, где сам Колобок — это маленький желтый клубочек, а печка — из старого валенка, Бабушка и Дедушка — из старой варежки, а Лиса — из ярко-оранжевого вязаного шарфа, пушистый конец которого естественным образом переходит в ее хвост.

В спектакле все ясно, моментами откровенно смешно, все  понятно и с юмором все в порядке. Современные дети четко считывают условности формы подачи действия, включаются в него и живут в нем до самого конца. А сцена, где Колобок убегает по кромке колеса,   а за ним гонится то Заяц, то Волк,  а мимо   проносятся «елки-палки», создавая ощущение мелькающих предметов, — это очень остроумное сценическое решение, которое оценили и взрослые, и дети.

Спектакль необременителен по хронометражу, он идет всего 35 минут, и ребенок прекрасно высиживает это время. 

Мир без собственности

В богатейшем и разнообразном репертуаре театра представлено  множество спектаклей для взрослых, среди которых «Вий» по Гоголю, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Мы» по Евгению Замятину, «Книга Иова», «Высоцкий. Requiem» и еще более двадцати названий. Афиша довольно серьезная, совершенно нетипичная для кукольного театра, здесь не обделен вниманием ни маленький, ни взрослый зритель.

Из взрослого репертуара   БТК привез в Иркутск «Холстомера» Л.Н.  Толстого в постановке Руслана Кудашова. Спектакль —номинант высшей национальной премии «Золотая маска» (сезон- 2007/08), а артист Петр Васильев, играющий Холстомера, стал лауреатом этой же премии в номинации «Лучшая мужская роль в театре кукол». В октябре 2012-го спектакль был показан в Центре Михаила Барышникова в Нью-Йорке по его личному приглашению.

«Холстомер» — это история пегого мерина с барской конюшни. Мало-помалу мы погружаемся в его судьбу, во все   мытарства и страдания, которые ему предстояло пережить,   мы видим мир собственничества и стяжательства глазами лошади, глазами существа, не знающего слова «мое». Интересно найдены режиссером персонажи, которые олицетворяют этот мир собственничества, это безликие, безголовые манекены, без души, без лица. Режиссеру удается выстроить действие тонко, пронзительно, то задавая зрителю градус эмоциональной высоты, то стремительно «бросая вниз».

Спектакль впечатляет прекрасно проработанным и найденным визуальным рядом, музыкальным сопровождением. Все помогает войти в мир лошади, взглянуть  на окружающее ее глазами, понять  ее чувства. Этот спектакль не о лошади даже, а о живой душе и более похож на библейскую  притчу о милосердии, о человечности, о любви, обо всех тех качествах, которые наш мир, к сожалению, сегодня утрачивает. Но именно их наличие  делает   существование осмысленным и   высоким по духу.

…Закончив гастроли в Иркутске, труппа театра отправилась на следующие встречи со зрителями, теперь уже  в Улан-Удэ.                                                                                                                                                                                                                                          

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото пресс-службы Большого театра кукол.

На фото: Пресс-конференция перед началом гастролей.
Под флаером «Большие гастроли», слева,
в белой рубашке — директор БТК Андрей Калинин;

Толстовский «Холстомер» в кукольной интерпретации

   

 

 

 
По теме
Иркутская область, НИА-Байкал — Санкт-Петербургский государственный театр юных зрителей имени Брянцева выступит в Иркутске в рамках федеральной программы «Большие гастроли».
Братск , 2.10.17 (ИА «Телеинформ»), - 29 сентября премьерой спектакля «Продавец дождя» открылся 32-театральный сезон Братского драматического театра, а 30 сентября театра кукол «Тирлямы» представил спектакль «Кот,
«Контрасты»: когда в песнях живёт душа - Администрация Шелеховского района Сложно представить культурную жизнь города и района без «Контрастов». Выступления коллектива украшают многие мероприятия, заряжая публику своей особенной энергетикой, эмоциональностью и искренностью.
Администрация Шелеховского района
Разговор о родном городе Усолье-Сибирское (12+) - Городская ЦБС Каникулы в библиотеке – это всегда интересно, весело и познавательно. Особенно если речь идет о том, что по-настоящему волнует – об истории своей малой Родины, о месте, где ты родился и живешь, где находятся твои корни.
Городская ЦБС
Фестивалю «Байкальская звезда» 25 лет - Министерство социального развития В городе Иркутске 21 марта 2024 года гала-концертом завершился отборочный тур ежегодного областного фестиваля детского и юношеского творчества для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Министерство социального развития