Попадая в каждое сердце

Фото: baikvesti.ru
3 и 4 марта в Иркутском музыкальном театре имени Н.М.  Загурского состоялась премьера одной из лучших и известнейших оперетт Франца Легара «Веселая вдова»

Казалось бы, что особенного в том, что музыкальный театр снова обращается к теме любви. Тема вечная и ни у кого вопросов и удивления не вызывает. К тому же петербургский режиссер-постановщик Константин Балакин, он же автор либретто, дирижер-постановщик засл. арт. РФ Эхтибар Ахмедов из Новосибирска, сценограф и художник по костюмам Елена Вершинина (Санкт-Петербург), следуя  за автором, решили  не переносить место действия в наши дни, а оставили его там и в том времени, где это было им и предусмотрено, разве только чуть-чуть добавив условности.  

Эта история стара, как мир, но только в калейдоскопе людей и характеров разноликого Парижа она превратилась в  мелодраму со счастливым концом. Но давайте обо всем по порядку. Сначала углубимся в предысторию написания Францем Легаром музыки  к этой оперетте. А дело было так…

На дворе стоял декабрь 1905 года. Прослушав только первые такты  оперетты, оба директора театра — Вальнер и Карчаг — заткнули уши и закричали:

— Это ужасно! Это не музыка! Это надвигающийся призрак   нашего банкротства! Эти музыкальные новшества у нас не смогут иметь успеха!   Где тут Вена? Где поющая, смеющаяся, чувствительная Вена, которую хотят видеть и слышать наши зрители в оперетте?

Эти обвинения сыпались на Легара, как град, он ничего не мог возразить и   сидел, как на угольях. «Наверно, они правы, — думал он. — Они старые практики, а я неопытный дилетант». Этот неприятный разговор молодого композитора с двумя директорами  произошел после предварительного показа музыки к первому действию «Веселой вдовы» в одном из великолепных и прославленных  европейских театров — «Ан дер Вин» («Театр на реке Вене»).

Не стесняясь присутствия Легара, директора начали говорить о том, что необходимо все же вернуть Хойбергера, которому была поручена эта оперетта первоначально, но музыка которого их тоже не устроила.

— По крайней мере, у него трезвая голова и он не будет делать ненужных экспериментов, — говорил Вальнер, — или нужно обратиться к кому-то третьему, например Рейнхардту…

— Короче, господин Легар, мы предлагаем вам отказаться и предлагаем 5 тысяч крон…

Спас Легара один из авторов либретто, Виктор Леон, которому музыка очень понравилась, и в своем решении дать возможность дописать Легару оперетту он был тверд. На его стороне были и лучшие актеры театра.

— Как вы не понимаете, — почти кричал Виктор Леон, — да именно эта   оперетта с этой   музыкой Легара будет самой большой удачей в вашей антрепренерской жизни! Она вас еще прославит…

История показала, как Леон был прав. Он все же настоял, чтобы Легару дали возможность дописать оперетту, а потом в конце декабря 1905 года сыграть премьеру, вызвавшую настоящий фурор, который стал триумфом молодого композитора. Публика неистовствовала, она кричала, топала и свистела, чтобы более бурно и ярко выразить свой восторг, а уж сколько раз вызывали на бис актеров и композитора, который в   день премьеры сам дирижировал, и не подсчитать. Успех был грандиозным. Аншлаги спектакля имели место на протяжении всего 1906 года, оперетту успешно начали ставить по всему миру, в том числе и в России.

«С «Веселой вдовой» я нашел свой стиль, к которому стремился в предыдущих произведениях, — писал впоследствии Франц Легар, — моей целью всегда было облагородить   оперетту. Зритель должен переживать,   размышлять, а не смотреть и слушать откровенные глупости…»

Франц Легар был венгром, но большую часть жизни провел в Вене. Вот почему музыка «Веселой вдовы» по-венски приятна, легка, изящна, в то время как сюжет взят из одной французской пьесы, действие которой происходит в Париже, в обществе элегантных завсегдатаев кафе с их легкомысленными нравами. И неудивительно, что, будучи показанной в Вене, эта оперетта сразу же обрела успех, славу дерзкой и фривольной, а изящные легаровские мелодии показались привлекательными для многих звезд мировой сцены и вот уже более века не сходят с подмостков.

  «Веселая вдова» на иркутской сцене — это замечательная, яркая, искрометная оперетта с целым каскадом отличных актерских работ. Фантазия постановочной группы при помощи нашего воображения уносит в далекие дали, в прекрасный и пестрый Париж начала прошлого века, где переплетаются жизнь и поэзия, человеческие чувства и страсти.   Смотрится оперетта с неослабевающим интересом на протяжении всех трех актов, попадая в каждое зрительское сердце.

Главная героиня Ганна Главари (Юлия Пихтина, в другом составе — Светлана Щерботкина) харизматична, женственна, обаятельна, элегантна, ее голос звучит  свежо и сильно. Граф Данило — Александр Айдаров (в другом составе Гейрат Шабанов), благороден, убедителен, с выплесками эмоции, энергии, радости жизни. Барон Зета — народный артист России Николай Мальцев (народный артист России Владимир Яковлев), неистощимый   на выдумки, хитрости, внешне сдержанный, внутри подвижный и живой, с острым горящим глазом. Валенсьена, жена Зеты (Татьяна Бочкарева, Людмила Борисова), пленительно женственна. Она отлично владеет музыкальной техникой и стилем, умеет быть тонкой, лиричной,  а где-то ироничной  и  колкой, очаровательной, изворотливой и лукавой. На мой взгляд, ей несколько мешал накладной «нагрудник» с металлическими цепями поверх вечернего платья, придуманный художником, хотя смысловое  назначение его по роли понятно,   но   продумано технически это не совсем точно.

Негуш, секретарь Зеты — Егор Кириленко (в другом составе Роман Лукьянчук) — трогательный, комичный, обладающий бытовой естественностью, органикой и обаянием. Он создает характер достоверный и многогранный, и,   на мой взгляд, эта роль — его актерская удача.

Запоминается в череде действующих лиц  виконт Каскада — Станислав Чернышев (Игорь Переверзев). Он прекрасно владеет театральной формой, работает с азартом и самоотдачей, мастерски используя комедийные краски, но не совсем убеждает его приклеенный нос, который ничего дополнительно не рассказывает о персонаже, все это лишняя «бутафория». Убеждает его замечательная   игра, очарование, естественность и обаяние, умение соединить гротеск с психологизмом и без всякого накладного носа.  

Хочется отметить и Евгения Рекутного, исполнившего роль Кромова, второго советника посольства (в другом составе — заслуженные артисты России Виктор Лесовой и Вячеслав Варлашов). Актер покоряет импровизацией, пластичностью, которая прекрасно сочетается с неуклюжестью его персонажа и делает его еще более обаятельным и наивным простаком, а где-то дерзким или трогательно-ранимым. Остались не совсем понятными парики персонажей, чрезмерно длинные усы мужской половины, которые скорее можно отнести к атрибутам Водяного.

Зритель в театре всегда ждет интересной истории, которая будет развиваться, разворачиваться, и он всегда будет ждать, чем же   эта интрига закончится.  В жанре оперетты она всегда завершается хеппи-эндом. Оно и понятно — зритель заранее готовится к хорошей концовке, ведь он приходит отдохнуть, разрядиться, получить приятные и радостные эмоции. А еще и посопереживать героям на сцене, прослезиться, посочувствовать, услышать хорошую музыку, яркие голоса, увидеть красивые костюмы, декорацию, спецэффекты, с помощью которых режиссер добивается наибольшего результата.

В опереттах  Легара нет героев и злодеев, каждый по-своему прав. Когда-то композитор, мечтая об «опереточной расе» счастливых и радостных людей, поставил себе цель: своей музыкой способствовать созданию у слушателей устойчивой душевной гармонии и красоты.

И именно этот вечер с Легаром, уверена, сделает вас счастливыми. Вы почувствуете, как прекрасен и бесценен каждый миг жизни, как нужно любить и дорожить близкими вам людьми. На какой-то момент вы забудетесь, все мимолетное и суетное уйдет, останутся только красота, гармония,  любовь  и прекрасная чувственная музыка. В общем, если вы хотите испытать нечто подобное, хотите получить заряд оптимизма — вам сюда!

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Евгения Пономарева.

На фото:  Главная героиня (Юлия Пихтина) — в центре внимания;

На первом плане — Валенсьена (Людмила Борисова)
и барон Зета (Владимир Яковлев)
   

 

 

 
По теме
 
Праздничный концерт посвященный Дню города «Братск – это  мы» прошел в ТКЦ «Братск-АРТ» - Администрация г.Братск Лучшие творческие коллективы подарили гостям свои яркие выступления. В мероприятии приняли участие мэр Братска Сергей Серебренников, председатель городской Думы Лариса Павлова, первостроители, ветераны, школьники и горожане.
13.12.2018
 
Фуры против легковушек - Газета Пятница Самые крупные аварии Иркутской области — в традиционном обзоре «Пятницы» Закон парных случаев на прошедшей неделе срабатывал у нас часто и продуктивно.
14.12.2018 Газета Пятница
В Иркутске горела поликлиника, в Зулумае сгорела школа Пожар в школе поселка Алексеевск начался после того, как технические работники в подвале школы пытались отогреть паяльной лампой перемерзшую трубу.
13.12.2018 Газета СМ Номер один
Ангарского маньяка очень расстроило лишение милицейского звания и пенсии Во время визита московских сценаристов Попков себялюбиво сообщил, что в армии у него была кличка Адриано Челентано.
13.12.2018 Газета СМ Номер один
Иркутский областной суд приговорил серийного убийцу Михаила Попкова вновь к пожизненному сроку, лишив его милицейского звания, но он всё ещё получает солидную пенсию В российской судебной практике создан прецедент:
12.12.2018 Газета Копейка
Oi schedriy vtornik1 - ЦБС г. Ангарска   12+ В рамках этой акции во время Декады инвалидов в отделе искусств Центральной городской библиотеки для участников «Ангарского клубного дома для инвалидов-душевнобольных» состоялся показ короткометражного документа
13.12.2018 ЦБС г. Ангарска
Изображение - Сибирские новости Премьера социально-философского спектакля «Близость» от режиссера-постановщика Марии Яшниковой пройдет в галерее Виктора Бронштейна 4 и 5 января.
13.12.2018 Сибирские новости
Акция «Счастливая суббота»! - LiveAngarsk.Ru Дамы и Господа! Граждане и гражданки! Уважаемая публика! Внимание! Аттракцион неслыханной щедрости от Центра Пиротехники «САЛЮТ-1» (Ангарск), Компании «САЛЮТ» (Ангарск) и Компании «МИР ФЕЙЕРВЕРКОВ» (Ангарск)!
14.12.2018 LiveAngarsk.Ru
Фото предоставлено пресс-службой ГУ МВД России по Иркутской области - Irk.Ru Фото предоставлено пресс-службой ГУ МВД России по Иркутской области За минувшие сутки на дорогах Иркутской области произошло около 150 дорожно-транспортных происшествиях.
12.12.2018 Irk.Ru
Гиревики округа впервые стали призерами в командном зачете на Кубке области За ходом областных соревнований внимательно следили судьи.
13.12.2018 Окружная правда
«Байкал-Энергия» обыграла нижегородский «Старт» со счетом 5:4. Бывает же такое!
14.12.2018 Газета Пятница
В Иркутске состоялся IV Открытый всероссийский турнир по армейскому рукопашному бою памяти подполковника ФСБ России Павла Скороходова Все финальные поединки прошли в упорной, бескомпромиссной борьбе В соревнованиях,
12.12.2018 Газета Копейка
Переход на цифровое телерадиовещание в Иркутской области предполагается с 3 июня 2019 года - ИА Байкал Инфо Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций по федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009 – 2018 годы» утвержден план поэтапного отключения аналогового вещания обязательных о
13.12.2018 ИА Байкал Инфо
За сутки в Иркутской области было зафиксировано 150 различных ДТП, в которых пострадало десять человек, тогда как один человек погиб, сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по региону.
13.12.2018 NewIrkutsk.Ru