От Черемхова до «Мариинки»

Пока Театр пилигримов ждут в Питере, он кочует по Иркутской области

Автор: Берт КОРК

Привыкший к келейности и не стремящийся торчать перед большим количеством зевак, бессменный художественный руководитель Театра пилигримов «чёрный маэстро» Владимир Соколов неожиданно для себя оказался в гуще общественно-политической жизни региона. Причиной этому послужила его инициатива отдать выручку за спектакли с гастролей по малым городам области в фонд пострадавших при пожаре в Черемхове. Сам Владимир Игоревич к публичному обсуждению этого благотворительного мероприятия относится отрицательно и говорит, просто так совпало, что они приехали на гастроли в Черемхово с новым спектаклем «Скифы» сразу после пожаров – так почему бы не помочь людям? «Конкурент» отправился в театр узнать, как вышло, что из затворников «чёрный маэстро» невольно попал в меценаты и благотворители, а также попутно осведомиться о ближайших творческих планах культового коллектива театралов.

    Пока сказку Соколова ждут в Мариинском театре, он возит спектакли по деревням Иркутской области Автор фото: Дмитрий ДМИТРИЕВ
  • Пока сказку Соколова ждут в Мариинском театре, он возит спектакли по деревням Иркутской области Автор фото: Дмитрий ДМИТРИЕВ 5432431543232
  • «Конечно, в Черемхове нас принимали оглушительно и подходили за автографами, там народ чище» Автор фото: Дмитрий ДМИТРИЕВ 5432441543232
  • галерея в отдельном окне «Люди не меняются»

    Вечером в четверг спектакль начинался тяжело, ватно. Старшеклассников привезли на час раньше, они слонялись по двору особняка Волконских и успели устать и соскучиться. Поэтому в душном маленьком зале театра вели себя как детсадовцы. Вышедшего на слово автора Соколова они слушали невнимательно – ему пришлось рявкнуть на заводилу саботажа: «Слушай, пацан, если тебе не интересно, я тебе дам денег, и иди гуляй!» Восстановив дисциплину, «чёрный маэстро» начал рассказывать обо всём, что происходит, – Евровидении, Украине, Дне Победы… 

    Теперь его слушали внимательно и не заметили, как Сергей Атлашкин взял свою первую ноту на электрогитаре, а по заднику сцены поползли образы – Питер, консерватория, Рахманинов, Сибирь, Байкал, Казанский собор. В течение часа под яростный речитатив блоковского «да, скифы мы, да, азиаты» перед глазами вздорного подрастающего поколения проходила история войны, любви, потерь, побед… Выходя, мстительный заводила нудил где-то на галёрке: «Вам что, понравилось? Да это наркомания какая-то…» «Да заткнись ты!» – оборвала его какая-то девочка, перед спектаклем охотно смеявшаяся его сомнительным каламбурам. К уставшему Соколову, сидевшему за пультом, подошёл другой мальчишка: «Мне очень понравилось… А можно пожать вам руку?»

    После спектакля Владимир Игоревич устроил своим небольшой разбор полётов и только после этого оказался в полном распоряжении «Иркутского репортёра». 

    – Начнём с ваших «общественных инициатив». Как вы попали в Черемхово? 

    – Я всё время прошу руководство послать нас по области. Но не всегда бываю услышан, потому что у него много других дел. Да и в театре завал – сейчас сказкой занимались много. Эти гастроли нерентабельны. Поездки в Черемхово и Свирск стоят чуть более сорока тысяч. Ну, мы примерно столько и заработали. Сам театр рентабелен, но если бы у нас был свой транспорт, мы бы вообще горя не знали. В апреле Сергей Иннокентьевич Дубровин предложил нашему театру поехать на гастроли в эти два города. В Черемхове мы побывали 15 мая. И так совпало, что к этим гастролям возникли «Скифы». 

    «Скифы» изначально задумывались как спектакль для ветеранов, и, по замыслу руководителя Театра пилигримов, он вообще приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Однако по злой иронии судьбы перед самым приездом театра в Черемхово там случился большой пожар, когда сгорело полтора десятка жилых домов. И Соколов решил, что спектакль будет благотворительным – все сборы от него пойдут в фонд пострадавшим от пожара. 

    – Получилось, что это наша маленькая инициатива, – Соколов откидывается в кожаном кресле и задумчиво говорит: – Я подумал: хорошо, если наш театр да и вообще все театры отыграют по одному спектаклю в фонд помощи. А что – один спектакль никого не задавит! Не знаю, как остальные театры, а я нашёл понимание и у руководства, и у министра культуры Виталия Владимировича Барышникова, и общими усилиями наша благотворительная акция состоялась. Я не очень хотел об этом говорить, потому что такие вещи делают без лишней шумихи. 

    – Насколько я знаю, практика «кочевого Театра пилигримов», разъезжающего по сёлам и деревням, как бременские музыканты, началась не со «Скифов» и не с Черемхова…

    – Нет, конечно. Это началось с «Песен под водой» двадцать пять лет назад – песен деревень, затопленных Братским водохранилищем при строительстве ГЭС. Мы объездили всю область, возили «Антигону», «Эдит Пиаф», «Небо на Земле», «Оберег»…

    – Меня сегодня задела реакция публики подросткового возраста – жвачка, шортики, язвительные реплики в зале…

    – А с ними всегда бой! Только сейчас стали об этом говорить – у нас достаточно катастрофическое состояние в культурном образовании. Мы начинаем подстраиваться под западные стандарты – зачем?! У нас великая школа, великая наука, великая медицина! Всё разрушено. Нужно было, чтобы грохнуло на Украине, чтобы начали вспоминать и понимать своё достоинство. А я все эти двадцать лет шёл наперекор и говорил именно о нашем достоинстве. Чем всегда был очень неудобен… Спасибо, что вытерпели меня. 

    – Ты больше двадцати лет ездишь по области и показываешь свои работы школьникам, подросткам. Скажи, за это время они изменились? Городские тинейджеры отличаются от тех, кто приходит на спектакли в деревнях?

    – Никакой разницы! Конечно, в Черемхове нас принимали оглушительно и подходили за автографами, там народ чище. Ну, может, ещё наложило отпечаток то, что у них произошла трагедия, поэтому наш спектакль воспринимался обострённо. Вообще, люди в глубинке более открытые, искренние. А в городе они загажены этим вот… Евровидением. А я всегда (во вступлении к спектаклю. – Авт.) «наезжаю» на Еровидение, я не люблю его, для меня это убогое зрелище, не для нашей страны. Мне жалко этих бабушек (бурановских. – Авт.), из которых сделали фетиш. Не трогайте вы их, дайте им раз в год выступить и жить по-человечески. Что такое шоу-бизнес? Я знаю Шоу, который Бернард, а это… это какая-то вышитая спекуляция. 

    – Вот смотри, ты за эти двадцать лет застал три периода страны – конец застоя, перестройку и нынешний расцвет капитализма. Я потому и спрашиваю: новые поколения меняются в зависимости от времени? 

    – Нет, по большому счёту разницы нет, просто я вижу, что сегодня они обделённые. У них неприятие – это защитная реакция. Вот на прошлом спектакле была троица – вообще отмороженная шпана. Но они вышли и говорят: «Мы всё время сюда ходить будем!» А сидели на спектакле – мне в открытую грубили, жвачку жевали громко, всё было так по-хамски. Поэтому моя задача – их накормить чем-то, чтобы они вышли и захотели Рахманинова послушать. Они обделённые, потому что папа-мама кормили хорошо, покупали игрушки, в Лондон учиться посылали. Да можно послать куда подальше – не в этом спасение! Можно просто почитать Толстого, с ребёнком сидя. А в Лондоне с ним не почитают! Наконец-то мы начинаем разворачиваться в сторону своего достоинства. Мы начинаем осознавать, что за унижение Россия всегда платила уничтожением врага. И, по-моему, сейчас это унижение идёт к своему завершению. 

    Гергиев ждёт от Соколова сказку

      № 2 из 2 - купить фото «Конечно, в Черемхове нас принимали оглушительно и подходили за автографами, там народ чище» Автор фото: Дмитрий ДМИТРИЕВ

    – Давай от политики вернёмся к искусству. Я посмотрел несколько твоих последних спектаклей и заметил, что от традиционной театральной драматургии, с жёстко прописанным сюжетом, пилигримы отошли в сторону – теперь это только музыка и визуальные образы на экране, никакой прозы. Это новое решение, новая концепция театра?

    – Нет, это ты попал на такие работы, которые идут в активном творческом росте. Ты просто попал на мою любовь к Тарковскому. Заметь – голоса новые появились. У нас есть и сценарные постановки, например «Сердце матери» – либретто, написанное Риммой Маркевич, это музыкально-драматический спектакль. Сейчас мы обкатываем «Муху-суперстар», это сказка по мотивам «Мухи-Цокотухи». Мы её показывали в январе, но сейчас это будет проект более серьёзный, он уже приглашён в Питер. Яркая, красивая Муха, прекрасный Паук – он кается, всё по Чуковскому, но так, как мы это увидели. 

    – Я знаю, недавно у тебя в гостях был Валерий Гергиев?

    – Это долгая история. Мы учились вместе, в одни годы, он с интересом смотрел, как я живу, мне было интересно, что приехал парень откуда-то из глубинки, с Кавказа, и вот – дирижёр. А я себя тогда искал в консерватории и не стремился как-то выстраивать свою жизнь. То есть мы всегда относились друг к другу достаточно дружелюбно. А последнее время он меня разыскивал, позвонил нам в театр года три назад, пригласил к себе. Я год назад слетал к нему в Питер, был очень тепло принят. И первый вопрос у него был: «Сказку привёз?» 

    – А «Мухи» тогда ещё не было? 

    – Не в этом дело. У меня были другие планы, я не хочу завоёвывать Санкт-Петербург – разве можно завоевать свою родину? А по логике иркутян я обязан это сделать. Я с любовью и восхищением отношусь к творчеству Валерия Гергиева, но это не значит, что я должен через нашу дружбу и его уважение к моей музыке делать какую-то карьеру. У меня на это уже нет времени, а охоты вообще никогда не было. 

    – В этот раз он каким образом до тебя добрался? 

    – У нас были долгие переговоры, что я поеду в Питер на театральный фестиваль «Белые ночи» – он будет в начале лета. А я на нём был в прошлом году, в гостях у Гергиева, и если бы я показал ему сказку, то мы бы сейчас уже собирались на эти «Белые ночи». А я не мог её показать, потому что мы делали «Скифов». Я знал, что он ко мне приедет, и ждал этой встречи, и был рад этому, но физической возможности показывать что-то другое у меня не было. 

    – И когда он до тебя добрался? 

    – Это было 25 апреля, по стране гремел грандиозный Пасхальный фестиваль, и он проехал по всем городам с выступлениями, побывал у нас. Он приехал в город в шесть вечера, в восемь у него уже был первый, а в десять – второй концерт. Я его увидел перед первым концертом, спросил, придёт ли он ко мне в театр. Он сказал, обязательно, а потом я узнаю, что с утра они уже собираются ехать на Байкал. Ну, думаю, значит не судьба. С ним выступал Денис Мацуев, и я ему говорю после выступлений: «Денис, поехали прямо сейчас». И мы во втором часу ночи расселись по машинам и приехали в наш театр. И так срослось, что всем моим ребяткам дали пригласительные – то есть мы и на концертах были всем составом «Пилигримов», и в театр заехали, получается, полной труппой. Он уселся на самом верху и говорит: «У тебя уютно». И мы им в третьем часу ночи грохнули «Скифов». Мне очень понравилась реакция Дениса – он так искренне, по-детски всё переживал. 

    – А Гергиев как принял «Скифов»?

    – А маэстро задумался, потому что как это на «Белые ночи» в Питер везти – это же рок, музыка, далеко от традиционного театра. Большая ответственность, а зачем ему это надо? Но голоса ему очень понравились, и ресурс наш он увидел, сказал, что мы ни на кого не похожи, что от него услышать было очень приятно. И ещё сказал фразочку такую: «Маленький театр «на пятачке» может быть великим. А большие театры могут быть никчёмными пустышками…» Но при этом он слово «сказка» повторил много раз, сказал, что её ждут в Мариинском театре.

    27 мая Театр пилигримов отправляется в Свирск, потом в течение июня опять будет кочевать по области, показывая «Скифов» в Тулуне, Байкальске и других городах. 

     
    По теме
    Также проводится комплексная уборка заездных карманов, тротуаров и газонов Елена СИНИЦА Свыше 130 рабочих убирают улицы Иркутска Фото:
    В преддверии 30-летнего юбилея телерадиокомпании «Братск» в рубрике «Дорогая передача…» мы стараемся рассказать вам, как создаются проекты ТРК «Братск».
    Порядка полусотни образовательных учреждений округа собрались во Дворце культуры «Нефтехимик».
    Заседание КЧС прошло под руководством мэра Руслана Болотова Предыстория: В Иркутске начались отжиги сухой травы В Иркутске состоялось заседание городской комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    Основным способом предотвращения клещевых инфекций является вакцинация Елена СИНИЦА Клещи активизировались в Иркутской области Фото: Мария ЛЕНЦ В Иркутской области зафиксировано восемь случаев укусов клещей.
    Начался прием заявок на участие в месячнике санитарной очистки Иркутска - ИА ИркСиб С 1 апреля стартует традиционный месячник санитарной очистки Иркутска. Комитеты по управлению городскими округами приглашают предприятия, организации, объединения граждан и жителей принять участие в уборке прилегающих территорий.
    ИА ИркСиб
    Сотрудники различных ведомств на учебно-методическом семинаре обсуждают актуальные вопросы предстоящего пожароопасного сезона - МЧС Иркутской области В Иркутске проходит межведомственный учебно-методический семинар с участием дознавателей МЧС России, сотрудников следственных подразделений органов МВД России, Управления уголовного розыска, Следственного комитета,
    МЧС Иркутской области
    «Контрасты»: когда в песнях живёт душа - Администрация Шелеховского района Сложно представить культурную жизнь города и района без «Контрастов». Выступления коллектива украшают многие мероприятия, заряжая публику своей особенной энергетикой, эмоциональностью и искренностью.
    Администрация Шелеховского района
    Разговор о родном городе Усолье-Сибирское (12+) - Городская ЦБС Каникулы в библиотеке – это всегда интересно, весело и познавательно. Особенно если речь идет о том, что по-настоящему волнует – об истории своей малой Родины, о месте, где ты родился и живешь, где находятся твои корни.
    Городская ЦБС
    Фестивалю «Байкальская звезда» 25 лет - Министерство социального развития В городе Иркутске 21 марта 2024 года гала-концертом завершился отборочный тур ежегодного областного фестиваля детского и юношеского творчества для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
    Министерство социального развития