Оживляя неживое: о том, как создаются кукольные спектакли

Фото: irkutskinform.ru

В иркутском театре кукол «Аистенок» идет работа над постановкой по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота». Ставит спектакль питерский режиссер — уроженец Иркутской области Борис Константинов. До премьеры, которая состоится 7 сентября, организаторы проекта предпочитают не афишировать детали постановочного процесса. Зато нашему корреспонденту удалось узнать, как на свет появляются главные персонажи спектакля — куклы.

Случай правит миром

Вряд ли вам приходилось встретить на своем жизненном пути человека, который сказал бы: «В детстве я мечтал делать кукол для театра!». Хотя все возможно, например, один мой знакомый — пятилетний мальчик — мечтает стать продавцом штор. Но герой нашей публикации Виктор Антонов уверяет, что, будучи маленьким, вовсе не помышлял о том, чтобы мастерить кукол.

— В детстве у меня была история, связанная с куклами. В пятом классе я сделал куклу-бухгалтера, которая «под моим чутким руководством» вручала девочкам подарки на 8 Марта. Это было весело и оригинально, всем понравилось. И год спустя одноклассники с нетерпением ждали очередного представления, — рассказывает он. — Ну и еще мне всегда нравилось что-то мастерить, собирать из деталей какой-нибудь простой механизм, наделяя его необычными качествами.

У Виктора все братья — военнослужащие. В Тамбове, где он родился и вырос, есть три военных училища, и большинство мальчишек, окончив школу, выбирают профессию, связанную с армейской службой. Но мой собеседник вопреки сложившейся традиции выбрал, пожалуй, одну из самых необычных на свете специальностей — он стал художником-постановщиком театра кукол. Проще говоря, стал делать персонажей и декорации для театральных постановок.

По мнению Виктора, определяющую роль в его выборе сыграл случай.

— Я окончил школу и пошел служить в армию. Но в душе я понимал, что ходить строем — не для меня, — вспоминает он.

Работать в Тамбовский кукольный театр Антонов пришел по воле случая. Мама нашего героя услышала по радио, что местному театру кукол требуется бутафор-декоратор и конструктор марионеток. На тот момент за плечами у Виктора была только художественная школа, и он предположил, что без диплома никто его не примет. Но мама сама позвонила в театр. На другом конце провода сказали: «Пусть приходит, посмотрим».

— Я пришел, и меня взяли. Вошел в мастерскую, увидел ряды кукол, вдохнул этот воздух и понял, что вот это как раз мое!

Потом была учеба в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии имени Черкасова. Виктор окончил его в 1991 году, когда в стране наступала эпоха передела собственности. Театры стали интересны сильным мира сего лишь как объекты недвижимости.

— Когда стало совсем плохо, — вспоминает мастер, — я сделал свою программу и стал работать с ней на улицах за границей — в Германии, во Франции. Эта постановка, созданная для кукол-марионеток, до сих пор жива. Я показывал ее в Иркутске на международном передвижном фестивале театров кукол «Ковчег» в 2013 году. В ней нет слов, только музыка и цирковые номера.

Любимая кукла

У каждого ребенка в детстве были любимые игрушки. У меня был большой плюшевый медведь, с которым можно было поделиться проблемами, и самодельная кукла-марионетка, совершавшая акробатические трюки на маленьком деревянном турнике. Эту куклу мне смастерил дядя с помощью нехитрого слесарного инструмента. Гуттаперчевый мальчик, как и медведь, казался мне живым. У человека, который сам создает кукол, наверняка тоже есть среди них любимчики.

— Все они для меня любимые, — утверждает художник. — Как я могу выделить кого-то, другие же обидятся.

Но по интонации, по выражению глаз понятно, что таковые все-таки есть. Однако признаться в этом для него, все равно что раскаяться в особой привязанности к кому-то из своих детей.

В ответ на вопрос, чувствует ли он себя немного Богом, когда создает кукол, Виктор рассмеялся:

— Когда ты делаешь куклу, то внутренне, конечно, общаешься с ней. Что-то не получается — ругаешь, что-то удается — хвалишь. Но кукла живет, только пока она в человеческих руках. Положил, повесил — и все, она умерла. И хотя я в какой-то мере занимаюсь оживлением неживого, ни о каком божественном промысле речи нет. Любые параллели здесь выглядели бы по меньшей мере странно.

При этом Виктор — не сторонник привносить в свою работу новые технологии. Он считает, что электронные куклы — это «неживое», и следует традициям старых мастеров.

В России и в мире, по словам Виктора, кукольников достаточно. Есть профессиональные школы, мощное фестивальное движение. И кукольные театры, которые уходят корнями в глубокое средневековье, несмотря на наличие развитых игровых компьютерных технологий, продолжают быть востребованными. Почему?

— Куклы ручной работы очень индивидуальны. Наверное, наступит время, когда создадут точную электронную копию человека, но кому это будет интересно? Можно будет удивляться технологическим достижениям, их совершенству и не более того. Но когда есть что-то немножко неправильное, одновременно и похожее, и непохожее, в этом-то и изюминка! Есть в этом что-то неподвластное разуму, — считает Виктор.

Ломать стереотипы

Виктор Антонов вместе с режиссером Борисом Константиновым ставит не первый спектакль. В Вологде они инсценировали «Кармен», в Санкт-Петербурге — «Балду», в Петрозаводске — «Железо», в центральном театре кукол имени Образцова — «Фигаро» и «Турандот», не раз работали над спектаклями по приглашению зарубежных театров.

Большинство этих постановок рассчитаны на взрослого зрителя. «Утиная охота» — не исключение. Насколько материал этой вампиловской пьесы соответствует стилистике кукольного театра? Сложно было обойти в разговоре эту тему.

— Постановка Вампилова в кукольном театре — это, конечно, в некотором смысле провокация. Не скажу, что я сразу и безоговорочно увидел этот драматургический материал воплощенным с использованием персонажей-кукол. Но в этом и состоит профессиональный интерес. А что касается стереотипов, то они ломаются, — размышляет Виктор Петрович.

По словам художника-постановщика, вампиловский Зилов будет воплощен на сцене актером-человеком. Оттого что в спектакле столкнутся разные масштабы — люди и куклы, содержание приобретает новое звучание. С помощью куклы, по мнению Антонова, можно более наглядно передать внутреннее состояние героя, его мысли и эмоции.

В «Утиной охоте» будут элементы, картинки, образы, ситуации, которых нет в пьесе, но они существуют в подтексте, в самой ткани произведения, и их, по мнению постановщиков, успешно можно воплотить в жизнь с помощью кукол.

В любом случае этот смелый творческий эксперимент обещает быть интересным и достойным зрительского внимания. Премьера спектакля состоится 7 сентября.

Фото Валерия Панфилова

Нина Воронина
 
По теме
101.jpg - Байкальские Вести В конце июля, после ухода по собственному желанию заслуженного работника культуры РФ Андрея Калиниченко, директором Иркутского областного театра кукол «Аистенок» назначен Андрей Стрельцов.
21.08.2018
 
 
JPG Файл - ГУ МВД Иркутской области Сотрудники оперативно-сыскного отдела совместно коллегами из уголовного розыска отдела полиции №7 Межмуниципального управления МВД России «Иркутское» в ходе комплекса проведенных оперативно-разыскных мероприятий задержал
17.11.2018 ГУ МВД Иркутской области
Самые крупные аварии Иркутской области в традиционном обзоре «Пятницы» В пятницу, 9 ноября, Toyota Passo перевернулась в Братске, на дороге между Кузнецовкой и Вихоревкой.
16.11.2018 Газета Пятница
Стаса Михайлова на концерте в Иркутске даже ни разу не вызвали на бис Над секретом популярности Стаса Михайлова гадают не один год.
16.11.2018 Газета Пятница
Режиссер театра «Провинциалы» Федор Ясников объявил набор актеров Спектакль по очерку Вампилова в храме Кутулика.
15.11.2018 Окружная правда
Беларусские электробусы могут появиться в Иркутской области - Газета Областная Губернатор Иркутской области Сергей Левченко в рамках рабочей поездки в Республику Беларусь посетил предприятие ОАО «УКХ «Белкоммунмаш», которое производит общественный электротранспорт, в том числе электробусы.
17.11.2018 Газета Областная
О себе, «Раисах» и о том, как придумывать шутки, рассказала Вера Гасаранова Зрители знают — раз на сцене Вера Гасаранова, значит будет по-настоящему смешно — Познакомьте нас с Верой Гасарановой!
15.11.2018 Окружная правда
О причинах поражения «Байкал-Энергии» рассказал главный тренер Матч с командой «СКА-Нефтяник» был напряженным и боевым и закончился со счетом 7:5 в пользу хабаровчан.
15.11.2018 Газета СМ Номер один
Оперативные группы пожарно-спасательных гарнизонов патрулируют опасные участки федеральных трасс - МЧС Иркутской области В условиях прохождения фронта неблагоприятных погодных явлений: резкое и значительное понижение среднесуточных температур, возникновение гололедных явлений,
18.11.2018 МЧС Иркутской области
JPG Файл - ГУ МВД Иркутской области На территории города Иркутска и Иркутского района сотрудники ГИБДД Межмуниципального управления МВД России «Иркутское» проводят профилактическое мероприятие «Нелегальный автобус»,
16.11.2018 ГУ МВД Иркутской области
Накануне в Межмуниципальном отделе МВД России «Черемховский»  в торжественной обстановке заслуженное поощрение получил житель города Черемхово Андрей Иванович Гонтаренко,
17.11.2018 ГУ МВД Иркутской области
На территории города Иркутска и Иркутского района сотрудники ГИБДД Межмуниципального управления МВД России «Иркутское» проводят профилактическое мероприятие «Нелегальный автобус»,
16.11.2018 ГУ МВД Иркутской области