Дружба, сцена, фестиваль – вдохновение в Братске!

8-1.jpg
8-2.jpg
8-3.jpg
Фото: baikvesti.ru

В очень хорошем настроении ехала я в Братск на III театральный фестиваль «У Братского моря» имени Г.  Михасенко, который проводит их драматический театр. Во-первых, потому что в памяти   жил самый первый их фестиваль, который задал высокую планку  организации всего этого довольно хлопотного мероприятия. Во-вторых, я знала, что и на следующий год второй фестиваль прошел отлично. Поэтому впереди была радость встречи с добрыми друзьями и самые яркие впечатления, какие умеют создавать своим гостям и всем участникам братчане. Все приезжающие окружены заботой и теплом, каждый здесь чувствует себя как дома.

Мой поезд подходил без опозданий, даже на несколько минут раньше, и я совершенно не удивилась, увидев на платформе маячивших веселых людей с плакатами и синими шарами. Конечно, они уже здесь! Встречают! Прибыли заранее. Так было и на первом фестивале! Не хватает только оркестра! А может быть, и он притаился где-то за углом… Братчане любят сюрпризы.

Обняв, обласкав, рассадив гостей по автобусам (а со мной в поезде прибыла еще группа Улан-Удэнского русского драматического театра имени Н.А. Бестужева), организаторы повезли всех обедать и отдыхать. Ну а вечером состоялось само событие – открытие фестиваля: ярко, с веселыми напутственными  речами,   улыбками, аплодисментами зала,  хорошим настроением, с  большим   вечерним  салютом, с великолепными ведущими – «моряками», которых сыграли артисты Братского драмтеатра Виктор Головин, Сергей Терпугов и Ольга Гонтарева. Почему «моряки»? В этом году  в оформлении фестиваля была избрана морская тематика. И хотя погода в Братске в эти дни не радовала весенним теплом, его  восполнили доброжелательность,   внимание, изобретательность и фантазия организаторов.

На сцену по очереди поднялись семеро капитанов своих кораблей – режиссеры из театров Омска, Мотыгино (Красноярский край),   Улан-Удэ, Иркутска и сразу из трех театров Братска. Фестиваль приветствовали начальник департамента культуры администрации Братска Евгений Гудков и представитель генерального партнера фестиваля, директор регионального кадрового центра Группы «Илим» в Братске Светлана Горбунова. Публике представили экспертный совет фестиваля – режиссера из Москвы Ольгу Румянцеву, литовского режиссера Тадаса Монтримаса и театрального критика из Иркутска Лору Тирон.

Открывался фестиваль спектаклем режиссера Виталия Романова «Чик. Гудбай, Берлин» Омского городского драматического театра «Студия» Любови Ермолаевой в инсценировке Роберта Коаля по роману Вольфганга Херрндорфа. Этот спектакль о не совсем обычном путешествии двух   подростков. Постановка   выделялась своим философско-поэтическим  размышлением,  тонкой, пронзительной интонацией. История, которую нам привез и показал этот яркий, интересный театр, обладающий  своей   индивидуальностью, харизмой, своим собственным голосом и почерком, раскрывалась через диалоги и поступки героев, здесь и сейчас, на наших глазах, где были расставлены очень точные акценты взаимоотношений персонажей.

Запомнился добротный, крепкий актерский ансамбль, который, по сути, почти на пустой   сцене создавал атмосферу, целый мир героев из голосов и звуков, из чувств и ощущений, из размышлений, интонаций и настроений. Актеры создали галерею  психологических портретов людей, живые и трогательные зарисовки, где люди друг другу вовсе даже не волки. Спектакль стал очень яркой заявкой на успех, задав планку, которую не хотелось опускать. В итоге омичи были удостоены диплома «За прекрасное путешествие в мир воображения».

С большим интересом зрители восприняли спектакль по пьесе Александра Островского «Женитьба Бальзаминова» в исполнении Мотыгинского районного драматического театра из Красноярского края. Режиссер Алина Гударёва нашла интересную, современную форму воплощения мыслей драматурга, с которой актеры  какое-то время справлялись. Но в какой-то момент «что-то пошло не так», и сами артисты, и зрители запутались в яркой игровой стихии, заданной режиссером, которая зашкаливала и несколько «заваливала» саму форму и смысл. Зато как самоотверженно, жизнерадостно работали актеры, которым не откажешь ни в таланте завоевывать зрителя, ни в искренности!  Членами жюри было принято решение вручить Мотыгинскому театру диплом «За дерзкое воплощение современных идей в классике».   

Каждый шукшинский образ – подарок тем, кому выпадает счастье играть его на сцене. Спектакль «Чудики» режиссера Валентины Долгополовой Братского камерного любительского театра «9 идея» подарил зрителям бурю эмоций, ради чего, собственно, в театр и приходят. То, что они показали, тронуло всех без исключения, ведь  простые человеческие чувства остаются в любое время востребованными. Труппа была удостоена диплома «За яркий актерский ансамбль».

Иркутяне-охлопковцы привезли  очень известную и когда-то пожаром шедшую по театрам всей страны и за рубежом пьесу Александра Гельмана «Скамейка» с участием двух персонажей в постановке Сергея Тищенко. Написана она в 70-х годах прошлого века, но актуальна и сегодня. Что же так привлекает в ней режиссеров, в этой, казалось бы, из прошлой жизни, из давно ушедшего, но такого реального советского жития-бытия? Пьеса человечная, трепетная и простая: мужчина в желании понравиться женщине врет о себе, и каждый раз по-разному, творчески, на ходу придумывая легенды. Женщина не отстает и тоже придумывает о себе истории. Она пытается понять по его мужиковской лжи, кто же он на самом деле. И когда слушаешь диалоги этих двух людей, то ясно слышишь и видишь жизненную неустроенность Ее и Его, неприкаянность, внутреннюю тоску, отсутствие любви, которые вызывают в нас, зрителях, сочувствие и боль. Замечательные актеры Дмитрий Акимов и Надежда Савина прекрасно передали  настроение, состояние героев, отлично работали в ансамбле, за что были удостоены диплома за «Лучший актерский дуэт фестиваля».

Братский драматический театр воплотил на сцене рассказы, положенные в основу книги  Виктора Астафьева «Царь-рыба» . Спектакль поставлен при поддержке ОК  РУСАЛ. Выверенность, точность, образность инсценировки Сергея Терпугова, сохранившего стиль, богатство языка автора, помогала актерам  понимать и «поднимать» непростой текст, от которого уже отвыкло ухо сегодняшнего зрителя, который звучал не только как высокая литература, но и гармонично, в пластике. Театру был вручен диплом «За гармоничный синтез литературы, хореографии и театра». Чуть ниже вернемся к этому спектаклю.

Русский драматический театр имени Н.А. Бестужева (Улан-Удэ) привез спектакль «Наташина мечта» в режиссуре Тадаса Монтримаса. Известная пьеса Ярославы Пулинович – яркий пример современной драматургии, представленный в виде монолога 16-летней девочки Наташи. Это крик отчаявшейся души, не способной мириться с жизнью, в которой нет и не может быть равных возможностей для всех. Маленькая, хрупкая душа человека, только начавшего жить, взывает к справедливости: «Почему одним всё, а другим ничего?»  Девочка входит в жизнь, где для нее нет будущего, уже опалённой душевно и израненной.

Эта пьеса о чудовищном расслоении общества. Анастасия Турушева, сыгравшая героиню спектакля, получила на фестивале диплом «За лучшую женскую роль». Актриса работает  очень точно, чутко, обжигающе-откровенно, искренне, максимально отражая заданную идею режиссера, мастерски переходя от одного эмоционального состояния к другому, ни на минуту не упуская внимания зрителя. Этот спектакль можно назвать откровением  режиссера Тадаса Монтримаса, тонкого стилиста, умеющего   пространство наполнить душевной болью, живой интонацией, серьезными размышлениями о времени, о человеке.

Спектакль Братского  театра кукол «Тирлямы» «История собаки» , поставленный режиссером Олегом Кравзе по мотивам рассказа Ивана Тургенева «Муму», нацелен на воспитание  доброты в ребенке, на сочувствие и милосердие, за что и был награжден дипломом «За воспитание добрых чувств».

По ходу фестиваля проходили мастер-классы по сценическому движению и актерскому мастерству, которые вели Тадас Монтримас и Ольга Румянцева, а вечерами неизменные веселые капустники, где каждый был лучше предыдущего.

На итоговой пресс-конференции члены экспертного совета рассказали журналистам Братска о своих впечатлениях:

Тадас Монтримас, режиссер, Литва:

– Важно, чтобы мы делали этот мир лучше. И каждое новое хорошее знакомство, как на этом фестивале, увеличивает это добро. И за эту теплую атмосферу, в которую мы попали здесь, в Братске, невозможно не быть благодарными. Морская тематика фестиваля очень красивая, объединяющая. Программа здорово сделана. Так много всего случилось за эти дни, что сложилось ощущение, что фестиваль длился долго, продуманы мелочи, а из них складывается очень хорошая, цельная картина.

Фестивали бывают разные. Бывают – для зрителя. Когда труппа приехала, отыграла и тут же уехала. Есть фестивали, когда собирается профессиональное сообщество, показываются спектакли, обсуждаются, но зритель здесь не важен. Обменялись мнениями, посмотрели друг на друга – и разъехались. Здесь найден баланс для зрителей и актеров. Получился фестиваль для всех. Залы были переполнены, а у нас было время обсуждать работы, делиться идеями, знакомиться, налаживать контакты для будущей работы.

Лора Тирон, театральный критик, Иркутск:

– Ни на одном фестивале нет такого тепла, заботы, предупредительности, как здесь, причем ко всем участникам. Мы оказались в одной большой семье. Очень радушные люди работают в этом театре – от директора до монтировщика и водителя. Хочу отметить и высокий уровень труппы Братского драматического театра. За последние годы они очень выросли, их спектакли стали зрелыми, высокохудожественными. Один из них, который мы посмотрели в рамках фестиваля, – «Царь-рыба» по прозе Виктора Астафьева. Очень значительная работа, мощная, весомая. Огромный труд вложен в этот спектакль. Поднять,  осмыслить пласты астафьевского текста сложно. Всегда непросто переложить его прозу на сценический язык, чтобы это было так же талантливо, так же сильно звучало, как и роман. У режиссера Сергея Терпугова это получилось. Удивительная инсценировка, замечательно работают актеры.

Особо хочу сказать о главном герое, которого исполняет Виктор Головин. Каждый раз, когда вижу его на сцене, он другой, он новый, еще не познанный. Никаких повторов, наработанных штампов. Всякий раз в основе его новой роли лежит собственное, человеческое, личностное. У него ни на кого не похожий профессиональный почерк. Кажется, что этому актеру подвластна роль любого  амплуа. Он настолько глубоко проникает в характер  своего персонажа, что становится очевидным: артист не играет, он живет жизнью каждого героя во всей ее полноте. Спектакль  «Царь-рыба» нас  потряс. Советую всем посмотреть, потому что такие произведения поднимают   над обыденностью, задают вопросы:  так ли мы живем? Для чего? Какие нравственные ориентиры нам нужны?

Что касается  спектаклей других театров, то они оставили очень хорошее впечатление, было много творческих удач,  ведь привезены были лучшие  спектакли. Омский «Чик. Гудбай, Берлин» режиссера Виталия Романова достойно открыл фестиваль. Открытием для жюри и гостей фестиваля стал Братский любительский театр «9 идея». Они нас настолько заразили своей энергией, что мы не могли просто   сидеть и отстраненно наблюдать и оценивать. Они прекрасно показали Шукшина, рассказали его истории с минимумом декораций, современным языком, искренне, как-то не бытово, с долей иронии, с огромной любовью к автору и его героям. Их участники в прекрасной творческой форме. Отличный театр, и отдельная благодарность за это режиссеру Валентине Долгополовой. 

Весь фестиваль прошел на очень хорошем уровне. Поэтому сюда хочется приезжать. Я понимаю, сколько сил вкладывается, сколько делается, чтобы раскрутить это фестивальное колесо, чтобы оно не останавливалось.  И оно движется, весело  катится, преодолевая все препятствия уже третий год благодаря энергии его организаторов – открытых и увлеченных людей. Фестиваль замечательный, он должен жить.

Ольга Румянцева, режиссер, Москва:

– Хочу добавить о труппе Братского драматического театра. Совершенно удивительные люди. Ощущение, что живут они одним театром. Как будто у них нет бытовых дел, проблем. Утром приходишь – они все в театре. Ночью мы идем отдыхать, они еще нас провожают, а утром опять уже все здесь. Вся труппа разбита на кураторов, которые опекают участников фестиваля. Это тоже очень греет, обволакивает душевным теплом. Они делали интермедии перед каждым спектаклем, остроумные, изящные подводки. Все здесь как-то небанально, по-своему: как дышим, так и живем. Это очень впечатляет, это очень по-настоящему. Поэтому не хотелось просто оценивать, хотелось поддержать в этом едином добром порыве, в волне. «Не штормило» в нашем море. Все очень изящно, гармонично.

Афиша фестиваля замечательно разнообразна. У каждого театра есть свой стиль, свои особенности. Вот Мотыгино, поселок, где всего пять тысяч человек. А работают они по бродвейской системе. Поставили спектакль, отыграли – снимают, ставят новый. Пятнадцать постановок в год – непостижимо. Вот и «Женитьбу Бальзаминова» они отыграли на фестивале в последний раз. И очень хорошо показались, смело так.

Виталий Романов, режиссер театра «Студия» Любови Ермолаевой, Омск:

– Свободного времени на фестивале практически не было, постоянно что-то где-то проходило, и все очень хорошо продумано.  Самое же главное в таких мероприятиях – люди. А люди здесь замечательные: творческие, веселые, любят работать и умеют отдыхать. Те, кто приехал, в восторге, потому что был опыт других фестивалей, но такого нигде не было. Очень хорошая публика, легкая атмосфера. Когда наш спектакль шел в Омске, реакция была разная, а здесь было намного эмоциональнее. Все, что мы делали, воспринималось на несколько градусов выше, и от этого сами артисты получали энергию и делали какие-то новые, интересные вещи.

Сергей Терпугов, главный режиссер, Братск:

– Спасибо экспертному совету за большую работу, за важные рекомендации, за интересные и полезные мастер-классы. В Братске нет театрального училища, но есть много молодых людей – увлеченных и творческих.  Многие хотят поступать в театральные вузы и училища, и главное, чтобы они потом вернулись в Братск. Благодаря вам, педагогам, экспертному совету я видел, как мои ребята из студии «Театр +» загорались и искали,  в какое учебное театральное заведение им поступить.

У нас театр небольшой, актеры – на вес золота, и мы это золото будем добывать здесь, в Братске, готовить свои кадры. Мы впервые взялись за «морскую» фестивальную тематику и будем ее придерживаться. Всегда хотел найти изюминку в нашем городе. Это, наверное, Братское море. Будем «морским» фестивалем. Пусть к нам заходят корабли со всей страны.

Пять дней пролетели быстро. Жаль было прощаться.   Уезжая,  вспомнила  строчки из песни   Юрия Визбора: «Я сердце оставил в Фанских горах, теперь бессердечный хожу по равнинам…»

Вот и со мной  так. Для Братского драматического слова «театральная семья» имеют   весомый смысл. Я уезжала, а здесь оставались замечательные, необыкновенно интересные люди. Неутомимый директор драмтеатра Любовь Николаевна Кудряшова, которая объединяет и скрепляет коллектив,  умеет формировать позитивное пространство, главный режиссер Сергей Терпугов,   обладающий яркой фантазией, талантом, умом, умеющий  рассказывать театральные истории, благодаря которым его спектакли   представляют собой не холодные режиссерские конструкции, а пульсирующие неожиданными, глубокими, душевными   и   живыми сценическими образами. Здесь оставались замечательные, искренние, потрясающие   актеры братского театра,   его завлит Леночка Чайковская, завтруппой  Оксана Савельева,  помреж Алла Григорьевна… Все они умеют очень просто, без пафоса, не парадно, искренне любить людей и отдавать  им свое сердце. В сегодняшнем прагматичном мире этой сердечной доброты  так не хватает, это так редко. Они даже программу фестиваля придумали и напечатали не на обычном листе, а сделали ее в виде сине-голубой рукавички: уютной, теплой, нежной, чтобы посмотрели и согрелись.

Братский драматический – театр семейный, домашний по своей природе, яркий, обладающий своеобразной индивидуальностью. И о своем зрителе с его тревогами и заботами здесь всячески пекутся, постоянно придумывают разные схемы обратной связи для того, чтобы оба могли развиваться сообща – и театр, и зритель. И вот этот прекрасный фестиваль… Ну как же не оставить у них свое сердце, ведь  они отдали всем нам столько своей любви.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото организаторов фестиваля.

На фото: Сцены из спектаклей 

 

 
По теме
НИА-Байкал Иркутск, НИА-Байкал — 3 июля в Иркутске откроется летний театральный фестиваль, в рамках которого зрителям покажут лучшие спектакли театров мира — как хиты последних лет, так и премьеры новых постановок.
Иркутск , 25.06.18 (ИА «Телеинформ»), - Иркутский академический драматический театр имени Охлопкова примет участие в Третьем корейском театральном фестивале , который пройдет в Сеуле в июле 2018 года.
В Ангарском округе продолжается реализация проекта «Разговоры о семье». Его главная цель — познакомить жителей муниципалитета с традициями, культурой и обычаями разных народов, которые проживают на территории.
ТКЦ «Братск-АРТ», ж. р. Центральный,  ул. Ленина, 28  С 10:00 – международная выставка кошек [0+]   Театр кукол «Тирлямы», ж. р. Центральный,  ул.
«Контрасты»: когда в песнях живёт душа - Администрация Шелеховского района Сложно представить культурную жизнь города и района без «Контрастов». Выступления коллектива украшают многие мероприятия, заряжая публику своей особенной энергетикой, эмоциональностью и искренностью.
Администрация Шелеховского района
Разговор о родном городе Усолье-Сибирское (12+) - Городская ЦБС Каникулы в библиотеке – это всегда интересно, весело и познавательно. Особенно если речь идет о том, что по-настоящему волнует – об истории своей малой Родины, о месте, где ты родился и живешь, где находятся твои корни.
Городская ЦБС
Фестивалю «Байкальская звезда» 25 лет - Министерство социального развития В городе Иркутске 21 марта 2024 года гала-концертом завершился отборочный тур ежегодного областного фестиваля детского и юношеского творчества для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Министерство социального развития