Черемховский драматический — крупным планом

1.jpg
2.jpg
4.jpg
8.jpg
9.jpg
Фото: baikvesti.ru

Не так давно в Иркутске отшумели-отгремели аплодисменты в адрес драматического театра имени В.П. Гуркина из Черемхово. Из пяти гастрольных спектаклей, привезенных в областной центр, —   «Музыканты», «Утиная охота», «Весна на Заречной улице», «Барышня-крестьянка» и «Как Зоя гусей кормила», — у меня   получилось посмотреть   два: «Музыканты» и «Весна на Заречной улице». По их уровню есть смысл говорить о театре как об интересном и любопытном творческом коллективе — живом, ищущем, увлеченном, живущем интересной, наполненной жизнью.

Милое, доброе ретро

«Весна на Заречной улице», недавняя премьера театра, по жанру — музыкальная фантазия о прошлом. Старое, милое, доброе ретро, где всеми любимые герои фильма с экрана сходят на сцену, тем самым становясь к нам ближе и дороже, соединяя взгляд  из   прошлого в день сегодняшний и неся атмосферу жизнерадостности и ностальгии. Режиссер, заслуженная артистка России Татьяна Уфимцева (Москва), которую хорошо знают в Черемхово по ее ярким, неординарным фантазийным постановкам, здесь тоже проявила максимум изобретательности. Она сама написала инсценировку и придумала форму спектакля, который зрители смотрят с большим интересом.

Спектакль получился динамичным, добрым, искренним, веселым, с яркими  актерскими работами, хорошо решенными еще и   пластически (хореограф — Ирина Нечаева). С красивыми костюмами, условно отнесенными в 50-е годы, но которые органично смотрятся и   сегодня, незатейливой, но очень функциональной образной сценографией (художник — Дарья Уфимцева из Москвы). Украсили спектакль песни 50-х,   исполненные актерами соло и ансамблем (хормейстер — Юрий Хамидулин), которым подпевали зрители старшего поколения.

Актеры играют щедро, радостно, отдавая дань жанру. Их лирический настрой пронизывает всю атмосферу спектакля, напоминая зрителям старшего поколения об их молодости, о  зарождении чувства любви, о дружбе, о тепле человеческих отношений, о быстротечности времени. Благодарная публика в финале долго не отпускала актеров, и было за что — они создали атмосферу тепла, которая очень ценна в спектакле.

Хочется перечислить всех актеров, кто так искренне, ярко, с долей доброго юмора и   теплотой проиграл нам  историю «про прошлую жизнь», но которая оказалась  необходима  нам в жизни сегодняшней. Это актеры Александр Бардюк, Яна Кощеева, Надежда Скоморовская, Сергей Федосеев, Екатерина Куликова, Снежана Кашина, Алена Беляевская, Полина Ширяева, Валерия Тальянская, Алексей Рычков, Артем Довгополый, Иван Бардасов.

Закон, который не обойти

Второй спектакль, «Музыканты», — малоизвестная пьеса Владимира Гуркина, но которую можно поставить в ряд выдающихся и пока не очень востребованных и открытых читателем.

Пьеса построена на многослойности тем, в ней много смыслов, и каждый может для себя извлечь из текста что-то, что тронет и зацепит именно его. Лично для меня была интересна тема одиночества человека в грубом материальном мире, где все продажно и бездуховно. Где душа человека-художника рвется к светлому и справедливому, но заранее понятно, что такие мечты обречены. В жизни не было и нет справедливости для всех. Есть данность, в которой каждый устраивается как может, согласно своим  умозаключениям, представлениям, возможностям…

  Жизнь провинциального маленького человека превращается здесь в трагедию русского художника, в поэму одиночества, когда, не желая  плыть по течению, идти  в ногу с системой, неизбежно оказываешься выброшенным за борт. И этот закон неумолим, его не обойти.  Герой Ксенина не первый и, хочется надеяться,  не последний из ряда Гамлетов, Чацких, Зиловых и иже с ними, привыкших задавать себе и обществу вопросы, недовольных системой, сложившимся традиционным укладом отношений, где есть свои, которым позволено всё, и чужие, которым — ничего.

Алексей Рычков, исполняющий роль  главного героя, играет загнанного в угол человека. Загнанного действительностью, которую он не хочет принимать, не хочет жить по циничным правилам, когда говорят одно, думают другое, делают третье. Когда нужно уметь хапать, пробиваться и прогибаться.   Он — лузер, простак, чудак-человек, мечтатель, создавший свой маленький светлый  мир и не желающий жить по волчьим законам, но которые он все же, при сложившихся обстоятельствах, однажды решает «примерить». И нам, следящим за ним из зала, ясно, что  попытка обречена. Ксенин не может принять мир бездуховности так же, как этот   мир не принимает его.

Запоминаются отдельные великолепные  сольные номера  в исполнении небольшого живого оркестрика, в котором частично сами актеры на время становятся музыкантами, а вернее сказать, частью  той музыки, которая звучит  то иронично, то серьезно, то обреченно в душе героя… Это превосходно поющая актриса Яна Кощеева, круто исполняющая композиции группы «Битлз». Артем Довгополый,  играющий  на барабанах, гитаре, солируя и аккомпанируя себе на видавшем виды пианино, извлекая из него пронзительные по душевной простоте  звуки. Артем Яцухно, поражающий игрой на саксофоне, Валерия Тальянская — на аккордеоне, Сергей Качурин — на барабанах. И все это настолько органично и убедительно вписывается в общий контекст спектакля, что принимается априори.

В спектакле много хороших актерских работ, это названные выше Алексей Рычков, Артем Довгополый, Артем Яцухно, Сергей Качурин, Валерия Тальянская, Снежана Кашина, Александр Попов, Олег Силантьев, Полина Ширяева, Иван Бардасов и другие.

Расставлены точные акценты взаимоотношений персонажей, чувствуется какой-то живой студийный дух, единомыслие всех участников спектакля, которые точно знают, что и зачем играют. Вообще, если выражаться сегодняшним сленгом, спектакль довольно продвинутый по форме, по мысли, по стилю, по заложенной философии.

Актером Алексеем Рычковым найден ключ к характеру героя, который нам симпатичен  от сцены к сцене,   как талантливая и мятущаяся личность. Он задает неудобные вопросы «хозяевам» жизни, бунтует, не желая приспосабливаться.

Время Гуркина — в будущем

Режиссер спектакля Виктор Стрельченко (Москва), сумевший разглядеть великолепную пьесу,   и замечательная актерская команда,   проведя зрителя через исповедь о  жизни главного героя, оставляют в душе образ грусти,  печали и сострадания. В финале публика аплодирует стоя, выражая солидарность с героем, сопереживая, принимая спектакль. В зале происходит настоящее единение зала и актеров. Спектакль получился! Во-первых, потому, что талантливый, умный режиссер нашел свой ход  к автору, что называется, «почувствовал»  его, что бывает далеко не всегда, и  здесь как раз тот сложившийся  альянс, когда  автор и режиссер  стали единомышленниками. Во-вторых, точная, интересная, метафорически образная сценография Евгения Терехова (Москва) и, конечно, актерская команда. Соединение всех   компонентов принесло потрясающий результат.

Злободневность и язык пьесы как никогда актуальны сегодня, и остается восхищаться, отдавая дань уважения Владимиру Павловичу Гуркину, который уже в 70-х годах прошлого века поднимал вопросы агрессивно наступающей серости,   бездуховности, стирания и мельчания личности. Эти темы нашли отражение и в других его великолепных пьесах — «Плач в пригоршню», «Андрюша» («Зажигаю днем свечу») и другие. Жаль, что широкой публике он известен, в основном, только как автор   комедии «Любовь и голуби». Время Гуркина и его пьес, подобных «Музыкантам», придет. Их еще будут открывать для себя и читатели, и режиссеры. Уверена в этом. Вампилов тоже не сразу пришел на сцены.

Ну а театрам, таким как черемховский, огромная благодарность за память о драматурге, за популяризацию его творчества. За то, что на его сцене с завидным постоянством появляются гуркинские герои: простые и светлые душой,  мятущиеся, не умеющие врать, приспосабливаться, подличать, ведь они как ориентиры, без них нам было бы совсем плохо.   

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Елены Григорьевой и Ксении Городецкой.

На фото: Сцены из спектаклей 

 

 

 
По теме
Герои остросюжетного сериала «Капкан для Золушки» – двое частных детективов.
Дворец искусств г. Братска, ж. р. Энергетик, ул. Наймушина, 26 10:30 – гала-концерт городского отборочного этапа областного фестиваля детского и юношеского творчества «Байкальская звезда» [6+]   ДК «Юность»,
Художники, фотографы, видеографы уже давно применяют тени в свою пользу. Но первооткрыватели тени как искусства – это, несомненно, театры теней.
Вспышку гепатита А выявили в новосибирской школе №190 - Baikal24.Ru В Новосибирске в школе №190 в Академгородке выявили несколько случаев заболевания гепатитом А. Диагноз подтвердился у трех учеников, сообщает местное издание "Родные берега" со ссылкой на департамент образования.
Baikal24.Ru
Вирусная геморрагическая болезнь кроликов - Город Зима ВИРУСНАЯ ГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ КРОЛИКОВ    Вирусная геморрагическая болезнь кроликов (ВГБК, геморрагическая пневмония кроликов, некротиче-ский гепатит) – высоко заразная, инфекционная болезнь,
Город Зима
Открытие книги 16+ - ЦБС города Братска Дорогие читатели, в библиотеке №4 появились новые книги. Пора открыть для себя новые миры, пережить захватывающие приключения, разгадать тайны и погрузиться в увлекательные истории!
ЦБС города Братска