ЧТО ЖДЕТ ТЕРРИТОРИЮ БЫВШЕГО ИЕРУСАЛИМСКОГО КЛАДБИЩА?

Фото: pressa.irk.ru
Парк по-прежнему пребывает в упадке, а Входо-Иерусалимская церковь переживает второе рождение Под сводами старинного храма пусто, светло и пахнет известкой. В окна щедро льется солнечный свет, голос в стенах церкви отзывается эхом. Гранитный пол, белые стены, мраморная облицовка... Иконостас бережно закрыт целлофаном. Внутренние работы идут полным ходом. Панорама парка с колокольни Входо-Иерусалимской церкви. Протоирей Андрей: «Здание нам досталось в плачевном состоянии. Без куполов, с прохудившейся крышей. Сейчас 80% работ уже выполнено. И все на средства частных меценатов». Весной, в Вербное воскресенье, восстановленный храм планируют освятить. Иконостас бережно укрыт целлофаном, отделочные работы идут полным ходом. Старые надгробные плиты все еще встречаются на территории парка. Какие-то из них глубоко ушли в землю, какие-то, напротив, валяются обломками. Купель, египетский мрамор, пол, выложенный из природного гранита. Сейчас внутреннее убранство церкви несколько богаче, чем было когда-то. Иерусалимское кладбище и Входо-Иерусалимская церковь. Фото начала XX века. Архив ЦСН. Захоронения Басниных на Иерусалимском кладбище. ИОКМ Только на восстановление куполов, крестов и кровли ушло около 4 миллионов рублей. Еще почти в миллион обошлась реставрация старинных арочных окон.

На деньги частных меценатов

Здание Входо-Иерусалимской церкви вернулось в ведение православной епархии весной 2000 года. Больше трех лет храм ждал реставрации. Средства на восстановление появились не сразу. К моменту своего второго рождения храм представлял собой грустное зрелище.

— Да, здание нам досталось в плачевном состоянии — трещины в стенах, разбитые окна... Без куполов, с прохудившейся крышей, — говорит протоирей Андрей Степанов. — Свыше сотни лет в стенах этого здания не было ни одного капитального ремонта. И вот в 2003 году реставрационные работы наконец-то начались. На средства прихожан и частных меценатов. Ответственность за восстановление храма была возложена на протоирея Андрея Степанова, тогда еще служителя Крестовоздвиженской церкви. — С Божьей помощью мы взялись за восстановление храма. За укрепление фундамента и несущих стен, за восстановление кровли и куполов. 80% работ уже выполнено. Все, что нам осталось, — это завершение внутренней отделки. В Вербное воскресенье мы планируем освящение церкви.

100 тысяч захоронений

Между тем история Иерусалимской церкви неразрывно связана с историей кладбища, самого крупного некрополя в городе. — Кладбище, где покоится примерно 100—120 тысяч горожан, ведет свое начало с указа Екатерины II 1772 года, который запрещал во избежание эпидемий захоронения в оградах городских церквей, — рассказывает кандидат исторических наук, профессор ИГУ Александр Дулов. — Причем древнейшая часть кладбища находится не на территории современного парка, а в районе улиц Коммунаров и Парковой. Именно оттуда стал расти некрополь, двигаясь постепенно с запада на восток. После из-за нехватки земли хоронили и в 3, и в 4 яруса.

Простолюдины, мещане, торговцы, купцы — кладбище было поистине всенародным. Те, кто победнее, ставили кресты, ну а те, кто побогаче, — мраморные памятники.

— Лучшие территории, конечно, выкупали. Причем зачастую большими участками. Тогда ведь была традиция делать семейные захоронения. А с точки зрения истории это в особенности ценно, — рассказывает Иван Козлов, иркутский писатель-историк. — Это позволяет воссоздать хронику, изучить прошлое, проследить родословные. Конечно, печально, что все потеряно. Много, очень много выдающихся иркутян было захоронено на Иерусалимском кладбище.

Разделяет мнение писателя-историка и профессор Александр Дулов: — Согласно списку, составленному летописцем Романовым в 1912 году, на кладбище нашли покой купцы 32 знатных фамилий. Одних только Трапезниковых 27 человек! Конечно, жаль, невероятно жаль, что все было вот так бездумно загублено.

В 1793 году на месте небольшой кладбищенской часовни был заложен храм. Строительство каменной церкви, возводимой на средства купца Сибирякова, завершилось в 1795 году. Храм был освещен во имя Входа Господня в Иерусалим. Впрочем, долго, к сожалению, церковь не простояла — из-за довольно сильного землетрясения она получила значительные разрушения. И в итоге в 1835 году на месте старого храма был возведен новый — по проекту губернского архитектора Деева.

— Каждый день под сводами храма отпевали умерших православных христиан. И так до самого закрытия кладбища, — добавляет в свою очередь отец Андрей.

На кладбище паслись коровы

В отдельности отметим, что запустение и упадок коснулись главного городского кладбища задолго до его официального закрытия. Так, еще в 1858 году газета «Иркутские губернские ведомости» сообщала: «На кладбище около Иерусалимской церкви некоторыми из посетителей совершаются часто, в особенности в праздничные дни и по вечерам, беспорядки, возмутительные для христианского чувства и даже небезопасные для прочих посетителей. Не говоря уже о том, что лучшие памятники обломаны и полуразрушены, что некоторые оградки разобраны и употребляются окрестными жителями на топливо вместо дров, что многие могилы, покрытые дерном, растоптаны скотом, свободно бродящим по кладбищу...»

— В 1858 году кладбище было огорожено и на ночь стало закрываться, а до этого там действительно вовсю гулял скот, — подтверждает Александр Дулов. — Еще позже, в 1882 году, решением городской думы была создана стража, которая охраняла кладбище и готовила могилы. Состояла она из шести человек: начальник, трое рабочих и два сторожа.

Спасаясь от огня, бежали на кладбище

Известно, что в дни страшного пожара в 1879 году, когда пламенем была охвачена центральная часть города, люди, спасаясь от огня и жары, бежали в том числе и на Иерусалимское кладбище. — Берега Ангары и Ушаковки, тюремный двор и городское кладбище — вот куда бежали люди в те страшные дни, — рассказывает Александр Дулов. — Кстати, иные обездоленные иркутяне, оставшись без крыши над головой, еще долго табором жили на кладбище. Идти им было попросту некуда.

Ограды, ангелы, кресты

Вместе с тем не только историческую, но и художественную ценность представляло собой главное городское кладбище в конце XIX — начале XX века.

Лидия Тамм в своей книге под названием «Записки иркутянки» вспоминает о некрополе так: «Иерусалимское кладбище славилось своими оградами. Редко у кого они деревянные, все больше металлические, из причудливо переплетенных прутьев. Были и кованые, и чугунные — глаз не оторвать. А памятники!.. Многие выполнены из белого итальянского мрамора. Чаще это фигуры ангелов или же кресты. Особенно мне запомнился памятник на могиле маленькой девочки — из розового мрамора. Она занесла ножку над черной плитой, как будто падала в бездну».

— Да, в воспоминаниях, в исторических документах часто встречаются упоминания о поистине уникальных произведениях искусства, — говорит Александр Дулов. — Мне же, помню, еще в 50-х в старой части кладбища, примерно там, где расположен сейчас городок «Чиполлино», тоже довелось заметить необычный памятник. Это был красный камень, похожий на валун, на котором значилась надпись: «Прохожий, ты идешь, но ляжешь, как и я. Присядь и отдохни на камне у меня». Согласитесь, строки заставляют задуматься.

Урки облюбовали склепы

— Впервые о закрытии главного городского кладбища заговорили еще в конце XIX века, — продолжает Александр Дулов. — Но так как говорили долго, то и хоронили долго. В год по 1,5—2 тысячи человек. А между тем кладбище приходило в упадок. Случались на территории и грабежи, и убийства. В особенности было страшно там в Гражданскую войну, в эпоху нестабильности и беспорядков. «Запросто не придешь нынче поклониться на могилку. Неизвестно, кого встретишь на кладбищенской тропе, — пишет в своей книге Лидия Тамм. — Урки облюбовали склепы. Летом не жарко, а зимой не холодно. Там и ворованную добычу можно разделить, и бутылочку прямо на саркофаге распить».

Чуть позже, как вспоминает Лидия Тамм, участились и случаи разграбления могил. С покойников-новичков снимали одежду, чтобы затем продать ее на рынке.

Надгробные плиты шли на строительство сталинок

Между тем в 20-х некрополь закрыли, а в 32-м решили строить парк. Тут и началось разграбление уже, так сказать, в установленном порядке. Чугунные ограды пилили, деревянные решетки ломали. Надгробные плиты с Иерусалимского кладбища активно шли на строительство сталинок.

— Один из примеров — колонны парадного входа в доме по улице Горького, где расположены авиакассы. Они вымощены надгробиями с Иерусалимского кладбища. Помню, однажды на одной из колонн я разглядел надпись «Д.Редольфи», а позже выяснил, что это имя красноярского архитектора. То есть можно предположить, что он работал над созданием надгробия, а после таким вот варварским образом его имя увековечили в архитектуре города. — Когда разбирали ограды, вывозили памятники. Ну тут уж чего церемониться? Тем более если на плите значилось имя состоятельного иркутянина, богатого купца... Конечно, могилы вскрывали. Золото, серебро — все это лежит веками и ценности со временем, понятно, не теряет. А между тем состоятельных людей погребали с почестями. Есть, например, описание, как при Преображенской церкви хоронили золотопромышленника Ефима Кузнецова. Там и золотая цепь, и ордена, и персти... Конечно, все это страшно. Что-что, а кладбище нельзя было трогать. Ведь кладбище — это памятник. А памятник, в свою очередь, — это документ.

Прокат лыж, бухгалтерия, училище

С приходом советской власти досталось, конечно, и Иерусалимской церкви. Храм закрыли, имущество изъяли, ну а купола и кресты уничтожили. Что только не размещалось под сводами церкви: склад, прокат лыж, бухгалтерия ЦПКиО... Главным же «квартирантом» с начала 30-х числилось областное культпросветучилище. Сначала вековое строение приспособили под общежитие, после — под учебный корпус.

— Купола, конечно, сняли, ну а само помещение церкви разделили на три этажа. И внешний, и внутренний облик изменили до неузнаваемости. Вот здесь, например, размещалась сцена, а здесь — небольшой зрительный зал, — говорит протоирей Андрей, показывая в сторону ниши, где стоит теперь иконостас.

Справедливости ради отметим, что кладбищенской церкви еще повезло — в ее стенах не было зернохранилища, как, например, в Свято-Знаменском храме; не было тракторных мастерских, как в татарской соборной мечети. Благо здание отапливали, худо-бедно ремонтировали.

— Была в его стенах своеобразная аура. А уж акустика какая была шикарная! В одном углу комнаты говоришь, а в другом раздается стереозвук, — вспоминает выпускник училища культуры, видеооператор Вячеслав Мансуров. — А вот что до привидений — чего не было, того не было. Ни привидений, ни призраков, ни прочих фантомов.

Ограбление века

Но если призраков и фантомов поблизости не было, то эксгибиционистов и торговцев дурманом — в избытке. По крайней мере, в лихие 90-е.

— Да, мы не раз гоняли в парке полуголых личностей, которые пугали своим видом наших девчонок-однокурсниц. Гоняли мы и наркоторговцев, предварительно одевшись в милицейскую форму. Еще один примечательный факт из 90-х — ограбление в лучших голливудских традициях. Однажды в здание бывшей церкви, где наряду с училищем культуры располагалась администрация Центрального парка, ворвались люди в черных масках. Дело было глубокой ночью. Грабители связали сторожа и, взломав кабинет бухгалтерии ЦПКиО, похитили из сейфа весьма приличную сумму. — Парк, что и говорить, был неспокойным местом, — продолжает Вячеслав Мансуров. — Зимой гопота «отжимала» шапки, а летом срывала с девчонок сережки. Только при мне с пустынных парковых аллей дважды поднимали трупы.

А будет ли установлен мемориал?

С тех пор много воды утекло. Иерусалимская церковь почти восстановлена, а шумные аттракционы благополучно закрыты. Вот только на территории парка ходить по-прежнему небезопасно. — Да, насаждения привели в порядок. Горзеленхоз потрудился на славу. Но на этом, собственно, все и закончилось. Темные аллеи, разбитые фонари... А между тем территория парка, конечно, нуждается в благоустройстве, — уверен профессор Александр Дулов. — Я например, убежден, что на месте старинного кладбища нужно создать мемориал — установить стелы с фамилиями погребенных, оборудовать аллеи, лавки, фонтаны. Помню, что такие разговоры звучали, но, судя по всему, впустую.

В свою очередь в администрации Иркутска нас заверили: мемориальный комплекс будет установлен. — Сейчас ранее разработанный проект претерпевает корректировку. В службе по охране культурного наследия сейчас проходят согласования. Далее город приступит к работам — ограждению территории, благоустройству дорожек, закреплению охраны. С учетом предложений от всех конфессий планируется и установка мемориальных памятных знаков, — пояснили нам в пресс-службе администрации Иркутска. — Городской мемориальный комплекс — именно такой статус планируется закрепить за данной территорией.

Венки на деревьях

А вместе с тем и сегодня есть иркутяне, которые все еще приходят на территорию парка, чтобы почтить память родственников. — Несколько раз, гуляя по парку, я замечал и цветы, и даже венки, оставленные на нижних кронах деревьев, — отмечает историк Иван Козлов. — Значит, помнят. И это отрадно. Вот и пенсионерка Александра Попова тоже помнит и приходит почтить.

— На кладбище покоятся мои бабушка и дедушка. Они были очень достойными людьми, воспитали и подняли четверых детей. Я знаю, что они похоронены рядышком, но вот конкретное место мне, увы, неизвестно, — говорит Александра Федоровна. — Конечно, я прихожу без цветов, без венков. Просто чтобы вспомнить, чтобы неспешно прогуляться.

Лучше, чем прежде

— Поминовение иркутян, погребенных на старом Иерусалимском кладбище, — это, конечно, наша главная миссия. Именно для этого мы восстанавливаем храм, — подчеркивает протоирей Андрей. В целом же реставрация церкви полностью восстанавливает ее исторический облик. Вот только внутреннее убранство куда более богаче. На полу не песчаник, а природный гранит, на стенах — облицовка египетским мрамором. Последний, к слову, был привезен из Китая на средства иркутян, живущих в Пикине. В целом работа проведена масштабная — храм фактически восстал из руин. Скоро в Иркутск прибудет и звонница. Колокола отливают в Воронеже.

— Конечно, до революции церковь была достаточно скромной. Во-первых, по причине скудности средств, а во-вторых, из-за специфики ее назначения. Церковь ведь изначально была кладбищенской и предназначалась именно для отпевания. Изучая исторические документы, мы не нашли ни единого упоминания о таинствах крещения или, скажем, венчания, — отмечает протоирей Андрей. — Сейчас внутреннее убранство церкви, конечно, несколько богаче. Низкий поклон всем, кто нам помогает!

Дина Оккерт, «СМ Номер один». Фото Валерия Панфилов

 
По теме
День Святого Духа - Братск-Православный 17 июня 2019 года, в День Святого Духа, епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме села Тангуй Братского района.
18.06.2019
 
 
 
На выходных иркутяне отпраздновали народный праздник Троицу - ИА Байкал Инфо В воскресенье, 16 июня, в Иркутске отпраздновали День святой Троицы. Отметили народный праздник в полном соответствии как с христианскими традициями (Троица – один из 12 главных праздников православия,
17.06.2019
 
День 17 июня, понедельник - Наш Братск Цитаты дня: *Значит, верно, что человек должен отвечать за всё, что щедро приписывают случаю: внезапную забывчивость, двусмысленность обмолвки, неловкие жесты, причиняющие кому-то боль,
17.06.2019
Один из задержанных на месте преступления рассказывает, как похищали человека. Фото: УФСБ России по Иркутской области - Комсомольская правда Среди похитителей оказалась одна девушка [фото] Андрей СИНЬКОВ @AndreySinkov В Иркутске в полном составе арестована банда из 7 человек, которая похитила человека и требовала за его освобождение 2 миллиона рублей.
18.06.2019 Комсомольская правда
В Братске по горячим следам раскрыт квартирный грабёж - Наш Братск Сотрудники уголовного розыска Межмуниципального управления МВД России «Братское» задержали неоднократно судимого гражданина без определённого места жительства, ограбившего со своею подругой доверчивого пенсионера.
18.06.2019 Наш Братск
Почему нам кажется, что наркоманов стало меньше? Это фото в редакцию «Пятницы» прислала жительница одного из домов на улице Трилиссера в Иркутске.
16.06.2019 Газета Пятница
Служебная собака Ханна нашла потерявшегося в лесу под Иркутском мужчину Несмотря на то что кинолог с 9-летним стажем Владимир Гагаркин и его подопечная — шестилетняя овчарка Ханна работают в тандеме всего несколько месяцев,
16.06.2019 Газета Пятница
Пять человек погибли на дорогах Приангарья за последние дни Какова самая частая причина происшествий на дорогах?
16.06.2019 Газета Пятница
День Святого Духа - Братск-Православный 17 июня 2019 года, в День Святого Духа, епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме села Тангуй Братского района.
18.06.2019 Братск-Православный
В это воскресенье, 16 июня, православные празднуют День Святой Троицы. По устоявшейся традиции иркутяне собираются на природу, устраивают пикники, встречаются с родными, радуются наступлению лета.
14.06.2019 Газета Пятница
В это воскресенье, 16 июня, православные празднуют День Святой Троицы. По устоявшейся традиции иркутяне собираются на природу, устраивают пикники, встречаются с родными, радуются наступлению лета.
14.06.2019 Газета Пятница
Братчан приглашают на крестный ход, мастер-классы ремесленников и концерт народных музыкантов Дмитрий ЗАНДАНОВ Православные Братска отмечают один из главных праздников – День святой Троицы.
15.06.2019 Комсомольская правда
Сергей Сокол: Ёрдынские игры стали масштабным этнокультурным мероприятием страны - 38Rus.Com НИА-Байкал Иркутская область, НИА-Байкал — Председатель Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Сокол принял участие в Международном этнокультурном фестивале «Ёрдынские игры-2019»,
17.06.2019 38Rus.Com
День 18 июня, вторник - Наш Братск Цитаты дня: *Человек счастлив своим уменьем забывать. Память всегда готова забыть плохое и помнить только хорошее.
18.06.2019 Наш Братск
Непрофессиональные актёры Приангарья встретились на фестивале в Мишелёвке Даша Купрякова (слева) получила диплом «За лучшую детскую роль» Дому культуры в Мишёлевке исполнилось 100 лет Маску передают друг другу режиссёры
16.06.2019 Газета Копейка
Александр Пушкин дал бал в поселке Усть-Ордынском «Александр Пушкин» остался доволен балом в честь своего дня рождения Все поклонники великого русского писателя Александра Пушкина на минувшей неделе собрались в поселк
16.06.2019 Окружная правда
Лама Иволгинского дацана рассказал о чудесах вокруг нетленного тела Хамбо-ламы Итигэлова На фото — один из трех хранителей Хамбо-ламы Итигэлова лама Даши Батуев, который служит в Иволгинском дацане с 1991 года.
16.06.2019 Газета Пятница
ДТП в Усть-Куте. Две машины в кювете - Ust-Kut24.Ru Недалеко от железно-дорожного переезда произошло дорожно-транспортное происшествие 18 июня, недалеко от ЖД переезда между автобусными остановками «8 марта» и «Лесная»,
18.06.2019 Ust-Kut24.Ru
Аэропорт в Маме необходимо сохранить – Николай Труфанов - ИА Байкал Инфо Председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания Иркутской области Николай Труфанов совместно с коллегами по депутатскому корпусу настаивает на спасении регионального аэропорта в
18.06.2019 ИА Байкал Инфо
Росгвардия, МЧС, ГУФСИН и Министерство обороны — 14 команд из силовых структур Иркутской области и Республики Бурятия приняли участие в Открытом первенстве Восточно-Сибирского института МВД по функциональной подготовке (
16.06.2019 Газета Копейка
Зональные соревнования по легкой атлетике впервые прошли в Иркутске Сразу несколько легкоатлетических стартов прошли в Иркутске.
16.06.2019 Газета СМ Номер один
Сотрудники медучреждений провели турнир по футболу Врач — профессия нервная, а футбол — отличный способ снять напряжение.
16.06.2019 Газета СМ Номер один
Сергей Сокол: наша активная позиция предотвратила превращение Усольехимпрома в очередной Чернобыль - Законодательное Собрание Решение вопроса по утилизации опасных для жителей всего региона отходов Усольехимпрома удалось сдвинуть с мертвой точки, и сегодня ситуация поставлена на контроль федеральных надзорных органов.
18.06.2019 Законодательное Собрание